1 марта вступает в силу федеральный закон «О полиции». В связи со сменой вывески сегодня самим сотрудникам внутренних дел не слишком ясно - в каком статусе они проснутся завтра. Внимательно читая закон, «Фонтанка» выяснила, что карета в полночь в тыкву не превратится.
Эпиграф: «Алло, это полиция?»- «Нет, милиция!» - «Ну, я тогда попозже позвоню!» (анекдот).
1 марта вступает в силу федеральный закон «О полиции». Если для многих обывателей все было понятно еще на стадии обсуждения проекта закона (мол, в результате ребрендинга ничего не изменится), то самим сотрудникам внутренних дел в связи со сменой вывески и сейчас не слишком ясно - в каком статусе они проснутся завтра. Внимательно читая закон, «Фонтанка» выяснила, что карета в полночь в тыкву не превратится.
Самым животрепещущим вопросом для сотрудников органов внутренних дел на 28 февраля 2010 года остается - действительно ли с 1 марта они все будут выведены за штат, отправлены на переаттестацию, откуда, как говорится, вернутся не все. Опрос, проведенный «Фонтанкой» в ГУВД Петербурга и области, ГУ МВД по СЗФО и окружном управлении транспортной милиции, выявил - 1 марта никого за штат выводить не будут. Дело в том, что до сих пор (данные на 17 часов 28 февраля) президент РФ не подписал соответствующие указы (о переаттестации и орг-штатной деятельности), которые бы запустили в МВД процедуру фактического перевоплощения милиционера в полицейского. Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе МВД РФ, проекты соответствующих ведомственных приказов уже готовы, но пока глава государства "не запустил сигнальную ракету, они находятся в режиме ожидания". Пока никто не может спрогнозировать, сколько потребуется времени на переход к активным действиям.
Отсутствие на руках у начальства соответствующих бумаг порождает у сотрудников на местах тревожные разговоры (и особенно это очевидно в профильных блогах) о том, как же им работать с 1 марта - уже не милиционерам, но еще и не полицейским.
Ответ на этот вопрос получить у руководства органов внутренних дел «Фонтанке» так и не удалось. При этом выяснилось, что, помимо исполнения ряда административных законов, где субъектом права четко числится сотрудник милиции (в Петербурге это относится к городским законам), больше всего вопросов на местах возникает по поводу применения оружия, пользоваться которыми по закону «О полиции» (статья 18) могут только полицейские.
Обратившись к закону, «Фонтанка» выяснила, что опасения сотрудников все же беспочвенны. С 1 марта работать сотрудники внутренних дел будут по закону «О полиции», несмотря на то, что юридически будут являться милиционерами. Наименование «милиция» будет сохраняться до 1 января 2012 года в служебных удостоверениях, бланках, печатях и штампах (статья 54, пункт 6). До определения президентом порядка и условий прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, внутренний распорядок будет определять ранее действовавшими документами. По сути, можно провести аналогию с переименованием ГАИ в ГИБДД.
Что же касается переаттестации сотрудников, то она также будет проходить поэтапно. По словам главы МВД (в интервью одному из федеральных СМИ), первыми проверку того, являются ли они настоящими полицейскими, пройдут представители высшего начальствующего состава, а также руководители, назначение которых находится в ведении главы государства. Затем переаттестация предстоит руководителям номенклатуры министра. И уже после этого данную процедуру будут проходить все остальные сотрудники.
«Сотрудникам, проходящим переаттестацию, предстоит сдавать комплексные зачеты на знание основ российского законодательства, в первую очередь - Конституции, федеральных законов, ведомственных нормативных актов. Также будет изучаться послужной список, морально-психологические характеристики, поведение в быту. В случае необходимости будет применяться полиграф», - заявил Рашид Нургалиев.
Пока милиционеров не подсадили на «детектор лжи», они еще могут шутить. Так, на вопрос «Фонтанки» «Какие орг-штатные мероприятия запланированы на завтра?» один из опрашиваемых милиционеров рапортовал: «Утром - дискотека, днем - библиотека, вечером - кино».
Татьяна Востроилова,
"Фонтанка.ру"