Операторы подвижной связи поменяли политику, начав ужесточение условий предоставления услуг по беспроводному доступу в Интернет. Так, с 15 марта более чем в полтора раза повышаются тарифы в сети Yota. Однако ни она, ни любой другой оператор связи, рекламирующий высокоскоростной доступ к ресурсам Интернета, не гарантирует даже минимального качества услуги.
Yota не первая - в конце прошлого года «Билайн» уже ограничил объем трафика на самом дешевом своем безлимитном тарифе: за 195 рублей в месяц абонент теперь может скачать только один гигабайт. У Yota нет лимитов по объему, но повышение цен уже вызвало бурю негодования у некоторых её клиентов. Ведь, в отличие от абонентов GSM-сетей, они не могут просто поменять «симку» и, отказываясь от услуг Yota, фактически вынуждены «выбросить» и купленное дорогостоящее оборудование (модем стоимостью в 1,8 тысячи рублей, роутер за 5 тысяч или пр.) – конкурирующего оператора сети WiMAX в России пока нет.
В качестве компенсации, работающее под маркой Yota ООО «Скартел» предлагает не желающим платить повышенные тарифы клиентам временный бесплатный доступ на скорости в 64 Кбит/секунду, которого, по утверждению руководства компании, «достаточно, чтобы пользоваться большинством информационных ресурсов Интернета, звонить по Skype или отправлять почту».
Оператор с ограниченной ответственностью
Любопытно, что при этом оператор не гарантирует, что заплатившие немалую сумму в месяц абоненты смогут за разумный период времени «выкачать» из Интернета окупающий эту плату объем информации. За громкими рекламными обещаниями про «10 Мбит/сек» не стоит никаких обязательств – используя предлог «до» компания указывает только максимальную скорость соединения.
Минимальную же в колл-центре оператора корреспонденту «Фонтанки» назвать затруднились. Консультант по имени Наталия сначала заявила, что по неким внутренним документам при отсутствии помех и сбоев она составляет 512 Кбит/секунду для скачивания файлов и 128 – на отправку данных от пользователя. Но, узнав, что журналист «Фонтанки» записывает разговор, тут же открестилась от своих слов. Во «втором чтении» она заявила, что Yota может гарантировать скорость не ниже нуля. Не пояснили в колл-центре и где можно ознакомиться с «полной информацией о технических характеристиках сети связи оператора в отношении ее качества, надежности и ограничений», которую, согласно условиям договора, каждый абонент якобы прочитал и принял. Пресс-служба компании также не смогла прокомментировать ситуацию.
Аналогичная ситуация, по большому счету, наблюдается и у операторов сотовой связи, в том числе «большой тройки», использующих технологию 3G и активно рекламирующих высокоскоростной доступ в Интернет. Журналисту «Фонтанки» не удалось найти на их официальных сайтах информации о минимальной гарантированной скорости. В документах МТС зафиксирована только скорость использования стандарта 2G (то есть даже не GPRS, относящегося к поколению 2,5 G) – 9,6 Кбит/секунду. Во всех остальных случаях говорится о максимальном уровне, достижимом при неких «идеальных условиях».
Операторы и не отрицают, что не предоставляют минимальных гарантий качества. «Скорость передачи данных зависит от числа одновременно работающих пользователей, условий радиоприема, а также регуляторных ограничений на максимально излучаемую мощность сигнала, – поясняет Юлия Неменова, пресс-секретарь филиала ОАО «МТС Северо-Запад». – Сеть настроена таким образом, что абоненту предоставляются услуги передачи данных с наибольшей возможной скоростью, которая меняется в зависимости от условий радиоприема и числа одновременно работающих пользователей».
В TELE2 говорят лишь о средней скорости доступа в Интернет по технологии EDGE («ежа»), которая составляет около 105 Кбит/секунду, а также о теоретическом максимуме в 473 Кбит/секунду.
Виртуальный спидометр
Логику операторов можно понять: невозможно обеспечить наивысшую скорость передачи данных, если все абоненты одновременно захотят, например, скачать гигабайтный видеофайл. Инвестиции в строительство таких сетей явно будут неоправданными и приведут к многократному росту тарифов, а потому они рассчитываются на некую среднюю или максимально обоснованную загруженность.
Но эти здравые экономические аргументы не оправдывают слишком оптимистичную рекламу операторов мобильной связи. По данным независимых исследований, проведенных аналитическим агентством TelecomDaily, средняя скорость у Yota составляет около 3,7 Мбит/секунду. «Думаю, что этот оператор сможет собрать часть лояльных абонентов, обеспечивающих постоянный доход компании, – полагает директор агентства Денис Кусков. – Но в то же время потеряет большое количество новых клиентов, которые не смогут, не зная возможностей сети, сразу купить модем и тратить 1400 рублей в месяц, тогда как тарифы 3G операторов – от 195 рублей».
По его словам, в 2009 году МТС «разгонялись» до 3,1 Мбит/секунду, «МегаФон» – до 5,2, а «Билайн» – до 3,6 «Но в период, когда шли активные подключения, средняя и пиковая скорости снижались, так как росла нагрузка на оборудование. Проведенный в марте 2010 года тест продемонстрировал, что показатели снизились в среднем на 30-40 процентов: в сети МТС максимальная скорость составила 1,5 Мбит, средняя – 368 Кбит/секунду; у «МегаФона» – 1,6 и 459 соответственно. Лидировал же почти год назад «Билайн», который «разгонялся» до 1,7 Мбит/секунду, а средняя скорость составила 508 Кбит.
В 2010 году операторы строили новые базовые станции и увеличивали количество секторов, что позволило к концу 2010 года повысить скорости: среднюю до 2 - 2,2 Мбит/секунду, пиковую – до 5,5 Мбит. Сейчас «большая тройка» переходит на технологию HSPA+, что позволяет получать в теории до 14,4 Мбит/секунду, тогда как Yota не делает пока новых релизов по своему стандарту», – констатирует Денис Кусков.
Показательный эксперимент провели и сотрудники Первого канала: девушки, использовав 3G-модемы операторов «большой тройки», попытались одновременно скачать одинаковые файлы. Тест доказал, что реальная скорость у «МегаФона» на этот момент была почти в двадцать раз ниже обещанной: 0,4 Мбит/секунду вместо 7,2, у МТС – почти в семьдесят раз (только 0,1 Мбит). Модем «Билайна», который изначально указывал «до 3,6 Мбит/секунду», обеспечил скачивание файла на скорости в 0,5 Мбит («всего» в семь раз ниже максимума).
Суд идет
Утвержденные правительством России правила оказания телематических услуг связи обязывают оператора указывать в договоре технические показатели, характеризующие их качество, в том числе – полосу пропускания. Причем эти сведения должны предоставляться абоненту при его подключении, в том числе на уличных стойках.
В договорах петербургского филиала компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») управление Роспотребнадзора не нашло этой информации. Однако в суде юрист оператора заявила, что все сведения доступны на сайте и предоставляются абоненту по его просьбе. Журналисту «Фонтанки», пришедшему в офис компании в качестве клиента, действительно был выдан такой документ: в нем оператор заявляет о возможности (!) передачи данных по технологии GPRS со скоростью до 2,8 Кбит/секунду, а с использованием ускорителя EDGE – до 59,2 Кбит (в 60 раз ниже заявленной в рекламе). Причем даже эти скорости обеспечиваются «при условии слабо загруженной сети».
Судебное разбирательство развернулось и вокруг технических условий ОАО «Мегафон». Отвергая вменяемое правонарушение, представители компании указали, что гарантируют пользователям скорость «до 256 Кбит/секунду». А вот в документах МТС обязательной информации о качестве услуг суд так и не обнаружил – вступившим в законную силу решением оператор признан нарушителем. За аналогичный проступок 17 января этого года арбитражный суд наложил штраф и на «Вымпелком».
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"