Вице-президент адвокатской палаты Ленинградской области Андрей Пелевин написал заявление в следственные органы о том, что двое оперативников ГУ МВД по СЗФО избили его и оторвали протез руки. В управлении парируют — Пелевина никто не бил, хотя он и напрашивался. Следственный отдел по Центральному району хранит нейтралитет — он проводит проверку.
Инцидент, который стал поводом для адвоката Пелевина обратиться в следственный отдел по Центральному району ГСУ СК по Петербургу, произошел вечером 15 февраля. Как следует из заявления, около половины девятого вечера вице-президент областной адвокатской палаты приехал на улицу Чайковского, 30, где расположено главное управление МВД по СЗФО. Туда был доставлен его клиент, о судьбе которого ни родственникам, ни юристу практически ничего не было известно. Пелевин знал лишь рабочий телефон оперативника Шпака, принимавшего участие в обыске, который проводился у клиента утром. Однако связаться с милиционером не удалось, но, прождав какое-то время в холле управления, адвокат увидел выходящего мужчину, который «внимательно осмотрел меня и проследовал к выходу». Дежурный указал адвокату, что это и есть Шпак, к которому тот пытался попасть.
Пелевин бросился следом за оперативником, подошел к служебному автомобилю и знаками показал, что хочет с ним пообщаться. Далее приводим текст заявления: «Шпак И. В. открыл водительскую дверь, я подошел поближе, представился и объяснил цель своего визита, на что Шпак И. В. в достаточно грубой и резкой форме ответил мне, что не собирается ни о чем со мной говорить. Тогда я попросил сказать, с кем я могу пообщаться в ГУ по поводу встречи со своим клиентом. После этого Шпак И. В., прекрасно видя, что я стою рядом с автомобилем и что, закрывая дверь, он обязательно попадет по мне, со всей силы захлопнул дверь, при этом нанеся очень сильный удар по моей левой руке. К счастью для меня, удар пришелся по протезу, в противном случае я не исключаю, что моя рука была бы сломана... После этого Шпак И. В. выскочил из автомобиля с криками: "Ах, тебе больно! Я сейчас покажу, что такое больно! Может, ты меня еще как-нибудь обзовешь? Может, я "с..а ментовская"? Я сейчас покажу тебе "с..ку ментовскую"!" ... Шпак И. В. схватил меня за одежду и поволок к стене здания ГУ, при этом требуя предъявить ему документы. Я пытался показать ему удостоверение адвоката, которое было у меня в руках с самого начала нашей "беседы", но он его даже не пытался посмотреть... Затем он выволок меня на площадку перед центральным входом в ГУ, повалил на землю и начал таскать по земле. В этот момент ко мне подбежал еще один сотрудник милиции, как мне стало в дальнейшем известно, оперуполномоченный Круглов, и со всей силы нанес мне удар в грудную клетку ногой. От резкой боли у меня перехватило дыхание, и я чуть не потерял сознание. Мое избиение прекратилось только после того, как к нам подбежал мой коллега Ю., который видел все происходящее, в том числе и нанесенный мне ногой удар, и попытался их успокоить. Во время моего избиения Шпак И. В., прекрасно видя, что я инвалид, сознательно оторвал мне протез и бросил его на землю», - уверен Андрей Пелевин.
После этого один из оперативников, Круглов, как пишет в заявлении адвокат, попытался «замириться» с ним, предложив выпустить клиента, даже не допрашивая того, если он не будет жаловаться. При этом милиционер, по словам Пелевина, пытался коряво извиниться: «Я бы конечно не стал вас бить, если бы знал, что вы инвалид». Клиента адвоката отпустили. А ночью юристу стало плохо, и он обратился в травмпункт. Медики зафиксировали «сильный ушиб грудной клетки». На основании всего вышеизложенного вице-президент адвокатской палаты и попросил следственный орган возбудить в отношении оперативников ГУ МВД по СЗФО уголовное дело.
«Фонтанка» обратилась за комментариями ко второй стороне конфликта. Как сообщили в пресс-службе управления, об инциденте они узнали от журналистов, к ним не поступало никаких материалов, и указанные сотрудники пока никем не опрашивались. В неформальной беседе сотрудники ГУ изложили нашему изданию свою версию произошедшего.
Милиционеры подтвердили, что вечером был вызван для опроса свидетель по делу о мошенничестве. При этом в управлении уверены, что Пелевин являлся защитником не указанного свидетеля, а главного фигуранта дела. Процессуальные действия с ним должен был провести следователь, поэтому оперативник Шпак отправился домой. Когда он сел в свою машину, к нему, как говорят, подбежал адвокат и стал дергать за дверцу. Сотрудник, объяснив ему, что обсуждать дело не будет, пытался закрыть дверь. Резкий рывок - и протез адвоката остался на двери автомобиля, уверяют в управлении. Когда милиционер вышел из машины, то адвокат, якобы, покрыл его матом. Милиционер, уверяют его коллеги, отцепил протез, извинился, после чего сел в машину и уехал. Бить человека, и уж тем более адвоката, оперативник не мог. Последний тезис в управлении объясняют тем, что после зачистки рядов (в рамках реформы) остались только достойные, и те понимают, что в преддверии 1 марта (к этому дню все сотрудники будут выведены за штат в связи с перерождением милиции в полицию, и не всех примут обратно) подобные поступки, мягко говоря, чреваты.
Какая из версий наиболее обоснована - проверят сотрудники следственного отдела Центрального района. Как сообщили в пресс-службе ГСУ СК по Петербургу, проверка уже ведется. Понервничать участникам инцидента придется около месяца.
Надо отметить, что адвокат Пелевин не в первый раз конфликтует с милиционерами. Так, летом 2010 года он сообщал «Фонтанке» о якобы имевшем место вымогательстве взятки у его коллеги со стороны сотрудников ГИБДД. Служебная проверка тогда, правда, не выявила нарушений со стороны инспекторов, которые оштрафовали коллегу Пелевина.
Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»