Белые разводы на зимней обуви, служащие головной болью и ударом по кошельку горожан, могут остаться в прошлом, обещают петербургские бизнесмены. Соляные растворы на улицах города с успехом заменит мраморный песок, перемешанный с доломитовой мукой. Инновация уже прошла испытания в Великом Новгороде и Всеволожском районе Ленинградской области, но на дороги и тротуары Петербурга пока попала только в небольшом количестве для демонстрации журналистам и представителям Смольного. Чиновники материал оценили, но признались, что массового его использования в северной столице ожидать пока рано.
Вопрос о замене песчано-соляной смеси, которую сейчас используют в Петербурге для обработки зимних дорог, на иные материалы поднимался в Петербурге уже не раз. В октябре 2010 года депутат питерского ЗакСа Сергей Малков даже направлял запрос губернатору Петербурга «О целесообразности замены песчано-соляной смеси на гранитную крошку при антигололедной обработке дорог в зимнее время». Правда, серьезных последствий запрос так и не получил. Периодически против реагентов высказываются экологи и недовольные горожане. Если протест обывателей вполне утилитарен: соляные растворы серьезно портят внешний вид обуви, а то и вовсе «убивают», то экологи больше озабочены вредным воздействием «зимней присыпки» на окружающую среду. Действительно, если реагент способен «разъедать» кожаную обувь, портить фасады зданий и даже доводить автомобили до коррозии, то, задаются вопросом люди, какой вред он может нанести организму человека?
Противники песчано-соляных смесей уже давно кивают в сторону Скандинавии, где проблему скользких дорог решили посредством мраморной крошки, которой изрядно «приправляют» зимние дороги Финляндии, Швеции и т.д. Например, в расположенной в 200 км от Петербурга Лаппеенранте проезжая часть усыпана мелкими камнями, обеспечивающими, по словам финнов, лучшее сцепление колес автомобиля с дорогой.
Правда, в российских и финских правилах уборки дорог от снега есть одно существенное различие: скандинавы, тратящие по их словам, «огромные деньги» на уборку зимних улиц от сугробов, оставляют на поверхности дороги небольшую снежную прослойку, в то время как по отечественным ГОСТам проезжую часть необходимо «вылизывать» до асфальта. Эта разница, убеждены в Смольном, делает невозможной применение финской технологии в Петербурге. Поскольку даже в Финляндии, где гранит вдавливается в снег, утверждает начальник отдела комплексной уборки комитета по благоустройству Петербурга Вадим Мизюкин, есть проблема с «выстреливанием» крошки из под колес автомобиля в лобовые стекла едущих за ним транспортных средств. На дорогах Петербурга, где материал нужно сыпать прямо на асфальт, одиночные выстрелы превратились бы в пулеметные очереди.
«Все дело в размере материала, — поясняет представитель петербургской компании-разработчика Сергей Кокарев. — Фракция нашей смеси от 0,16 до 5 мм, а у финнов она значительно больше». Действительно, в той же Лаппеенранте материал, которым посыпаны дороги, больше напоминает мелкий щебень, в то время как российская разработка измельчена до размеров песка.
Но финская технология, поясняют в мэрии Лаппеенранты, подразумевает, что в конце зимы гранитную крошку собирают с улиц специальными машинами-пылесосами, после чего промывают и складируют в мешки до следующей зимы. Ежегодно приходится восполнять лишь небольшой процент утерянного материала. Большая же часть отечественного камня, говорят в компании-разработчике, будет растворяться в окружающей среде, не нанося при этом никакого экологического вреда. «Весь материал — природный, никаких химических добавок мы не используем», — поясняет Сергей Кокарев.
Остатки крошки, так же как и в Финляндии, можно убирать с улиц города при помощи техники, имеющейся в распоряжении города, и складировать до следующего года. Главное отличие отечественного материала от скандинавского в том, говорит Кокорев, что финны используют гранитную крошку, а петербуржцы предлагают мраморную. По мнению разработчиков, она лучше подходит для российских условий, и кроме того добывают мрамор всего в паре сотен километров от города — в Карелии.
Цена вопроса, утверждают предприниматели, также более выгодна для Петербурга. «Коэффициент использования мраморной смеси по отношению к песко-соляной смеси равен один к двум», — поясняют в компании. То есть если сейчас посыпать дороги в среднем нужно раз в месяц, то «застилать» их мрамором можно не чаще, чем раз в два месяца. Исходя из этого, компания предлагает Смольному цену, рассчитанную на смету, уже заложенную в городской бюджет.
Правы ли предприниматели, так расхваливающие свой продукт, пока никто не знает: пресловутую мраморную крошку в большом городе еще никто не испытывал. Поэтому неизвестно, как она поведет себя в условиях сильного снегопада, не засорит ли она канализационный коллектор и не испортит ли и так малочисленные газоны.
Представители Смольного, положительно оценивая тестирование материала, продолжают от него отгораживаться ГОСТами, напирая на то, что они бессильны изменить федеральные законы по уборке снега на дорогах. Правда, можно попробовать, говорят, посыпать мраморной крошкой тротуары, к которым ГОСТ не так суров.
Константин Петров
Источник: "Росбалт".