Новые федеральные образовательные стандарты вызвали неприятие у городских чиновников и педагогов - они уверены: ни в коем случае нельзя терять уже накопленный опыт, а русский язык и математика должны быть включены в основную программу. Кстати, в рабочей группе создателей новых ФГОСов для старшей школы есть и представитель от Петербурга. Так что это дает надежду, что голос нашего города будет услышан.
Впрочем, Петербург тут, конечно, не одинок. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для старшей школы не пнул только ленивый. Отметилось большинство россиян — от премьер-министра до сантехника. Что, в общем-то, неудивительно. Такое ощущение, что они стали логичным продолжением того, чего опасались жители страны после принятия знаменитого федерального закона № 83 (в народе именуемого документом «о бюджетных учреждениях»). Тогда предполагали, что на системе образования реформы скажутся катастрофически — обязательными для изучения останутся лишь несколько предметов, а за все остальное надо будет платить.
Сейчас самые худшие ожидания могут обрести реальные очертания. Согласно проекту ФГОС, в учебный план обязательных для старшеклассников предметов должны войти: Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и выполнение индивидуального проекта. Кроме того, можно будет выбрать курсы из следующих областей: русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература), иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык), общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право), математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика), естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология), курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).
Предполагается, что выбрать можно будет один-два предмета из каждой области, но в общей сложности их должно быть не более 7-ми. Кроме того, три (четыре) курса изучаются на профильном уровне, остальное — на базовом или общеобразовательном. Тут, помимо основного (кого вы собираетесь растить?) возникает дополнительный вопрос к чиновникам: как будут составляться тексты ЕГЭ? С учетом базовых знаний? Посложнее? В любом случае, получится, что выпускники, как минимум, окажутся в неравных условиях.
«Возможность выбора — это всегда хорошо, но один предмет из каждой области — куцо для общего образования», - считает председатель комитета по образованию администрации Петербурга Ольга Иванова. По ее мнению, в новых ФГОСах для старшей школы нет однозначности. Пока ясно одно — хотя бы русский язык и математику нужно делать обязательными.
По мнению представителей петербургской педагогической общественности, главное, чтобы при окончательном принятии ФГОСов чиновники бережно отнеслись к тому, что уже наработано.
Впрочем, надежда, что министерство даст «задний ход», действительно есть. Так, 15 февраля глава ведомства Андрей Фурсенко должен был утвердить проект стандартов. Однако этого не произошло — как и законопроект «Об образовании», ФГОСы было решено отдать на суд общественности. С критикой в адрес документа выступил и премьер-министр России Владимир Путин. «Мы не будем подменять собой специалистов, экспертов. Но вопросы такого фундаментального значения для будущего страны, конечно, должны самым широким открытым образом обсуждаться с экспертным сообществом, с общественностью, а потом уже, может быть, эксперименты какие-то нужно провести. Главное здесь - так же, как у медиков - не навредить. Понятно, что изменения нужны, но они должны быть хорошо проработаны и апробированы сначала», - заявил он на заседании президиума правительства страны.
И эксперты от образования, и общественность выступают в унисон: ФГОСы как минимум требуют серьезной доработки, как максимум — проект нужно уничтожить и написать заново. «Добровольность выбора учеников, извините, глупость. Человек, будучи даже в старших классах, не может выбрать. Он должен иметь по крайней мере стандарт содержания образования. То есть, если ты не любишь математику, это не значит, что ты не должен иметь представлений об алгебре, геометрии или, по крайней мере, о том, чтобы уметь считать. Если ты хочешь быть математиком или физиком, то ты не имеешь права не изучать литературу и русский язык», - заявил корреспонденту «Фонтанки» эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.
А вот лишь несколько мнений о документе от общественности (из блогов, «Фонтанка» публикует лишь те, что не содержат нецензурных высказываний):
- По моему крайнему разумению, следовало бы завернуть этот горе-проект с единственным комментарием: «Какая-то бодяга...» и отправить этих «академиков» перерабатывать его до тех пор, пока текст не станет хотя бы коротким и ясным, - считает kouprianov.
- Образно говоря - ФГОС это попкорн без витаминов со всевозможными хилыми добавками для производства тупых и ограниченных россиян, - мнение teenmulti.
- У проводимого эксперимента есть и другая сторона, можно сказать, всемирно историческая. Никогда и никому со времен падения Рима еще не удавалось повернуть этот процесс вспять, тем более — в мирное время, при отсутствии больших войн, варварских нашествий и массовых эпидемий. Никому еще не удавалось резко сократить в обществе процент образованных людей, сделать грамотное население вновь безграмотным, - пишет sted-ats-02.
А вот выдержки из открытого письма петербургской учительницы русского языка и литературы Марии Чистяковой, опубликованного на сайте городского родительского комитета:
«- В общем, я не хочу быть обслуживающим персоналом в государстве, высшие эшелоны власти в котором стали собранием дельцов, превративших в торговлю или в платную услугу все и вся.
- Я не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от ситуации менять свой «заказ на услугу» школам, я не хочу работать по такому «заказу», за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного.
- Я не хочу работать по стандартам, в которых нет содержания.
- Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая.
- Я не хочу получать деньги от государства, которое уничтожает на глазах то, что создано поколениями его граждан. Уничтожает в лице творческих художественных школ, науки, обязательной литературы и многого другого ту самую русскую культуру, благодаря которой это государство еще существует до сих пор.
- Я не хочу применять свои способности и таланты там, где происходит постепенное уничтожение самих основ национальной культуры.
А родители должны понять, что культура их собственного ребенка - это с введением новых государственных образовательных стандартов старшей школы только их задача и ничья более».
Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру»