Общественное мнение на днях сдетонировал Рамзан Кадыров, который сделал очередное заявление по поводу наличия единственного лидера в стране и своем невыносимом желании быть на него похожим. И не удивил. Так как был он абсолютно искренен и в этом. Возможно, неосознанно, но первый на Кавказе жирно подчеркнул – в стране не политики нет, а политиков.
Когда мы начинаем переживать о том, что в стране совсем нет новых политиков, нет альтернативы - мы заблуждаемся. Альтернатива, как оказалось, уже есть. Как не парадоксально, но Кадыров идеальный, можно сказать, классический политик. Настоящий, если хотите. Причем по сути оппозиционный. Никогда не спрашивающий и не согласовывающий в Администрации что говорить, а что говорить не стоит. Все решения о слове и деле он принимает самостоятельно. Недавно в эфире Первого канала у телеведущего Максима Шевченко он был единственным из приглашенных, кто смог сформулировать что-то, достойное государева человека. Говорил не по-чеховски, но слушать его хотелось.
Обладая своими собственными ресурсами - и финансовыми, и силовыми, Кадыров смог заставить федеральную власть себя не только уважать, но и опасаться. Критика его на федеральных каналах невозможна. На нее просто наложено табу. Хотя формально, он всего лишь один из 83-х руководителей субъектов Федерации. Хочется спросить оставшихся 82-х: «Вам не совестно?» Хотя ответ понятен. Стыд категория утраченная.
Можно представить себе, что Кремль увольняет какого угодно Рахимова-Шаймиева-Лужкова, но увольнение Кадырова представить категорически невозможно. Потому как он на своем месте эффективен. С точки зрения умиротворения мятежной Чечни он показал свою полную дееспособность. Когда Путин в 2004 году после гибели его отца сделал ставку на странного парня в спортивном костюме, многие полагали, что это ошибка. Оказалось, что ставка сыграла на 100 процентов (чеченский black Jack) - он превзошел всех своих предшественников. Включая родного отца. В результате возник федеральный политик, входящий в тройку самых влиятельных политиков страны. Так как пятерки просто нет. Лимоно-Каспарово-Немцов - не в счет.
И политик этот - в состоянии диктовать кому угодно свою волю. Даже Кремлю. Причем он прекрасно осознает это. Поэтому, когда мы начинаем рассуждать о модернизациях, инновациях, проблемах 2020, которых у нас бразиллион, - может быть, стоит поехать в Грозный и спросить мнение Рамзана Ахматовича - человека, который в настоящий момент может решить практически любой вопрос в стране. Кремль сам своими действиями сделал его постоянной и внушительной величиной нашей политики.
Когда в элите любой империи отсутствуют сильные фигуры и не появляются новые, так как элита просто перестает их производить - такие фигуры появляются на периферии. Так было и в Риме. В самом конце. Только вот, сам факт этого говорит, увы, о том, что живем мы в империи упадка. Времен второсортной эпохи. Начнется ли возрождение, зависит от хода истории, безусловно, но и от нас самих. Чем быстрее это поймем, тем лучше для нас.
P.S. Напоследок для поднятия настроения маленькая байка, рассказанная мне другом из очень крупной металлической компании. Когда новый полпред Хлопонин в 2009-м приехал на Кавказ, он начал чрезвычайно активно действовать. Совещания там проводить регулярные с главами субъектов, в том числе. На этих совещаниях он вел себя как настоящий мегаменеджер из "Норникеля" - требовал отчеты, бюджеты, планы. Бывало, покрикивал. Пока однажды глава Чечни не хлопнул ладонями по столу и не сказал, что как ему его Старший брат (имея в виду Путина) скажет, так он делать и будет. Встал и уехал. Больше на совещания с тех пор сам Рамзан не ездит - заместителя присылает.
Может, конечно, и небыль - но, к сожалению, очень похожа на быль.
Старший партнер юридической компании Pen&Paper Константин Добрынин