Прямо в доме, где живет Семен Альтов, на Васильевском острове, располагается автошкола. «Ваша?» - пошутил наш обозреватель. «Моя – вот!» - парировал сатирик, показав рукой на шикарный отель напротив. Знаменитый пересмешник и на автотему шутил, хотя с опаской, объясняя, что дорога, вождение – дело серьезное…
- Семен Теодорович, Вы как-то пошутили, что сменили добрый десяток отечественных автор, а когда пересели на иномарки, началась другая жизнь: когда не ты под машиной, а ты в машине! Со свой BMW X3, вы забыли, что такое ремонт?
- У меня к моей BMW никаких претензий, она надежный товарищ. Тьфу-тьфу-тьфу. Хотя и на солнце есть пятна: в прошлую зиму она начала «замерзать». Для меня открыть капот и заглянуть туда – все равно, что раскрыть китайский букварь. Оказалось, проблемы с аккумулятором, и мы заменили его. Было очень тревожно, я уже забыл то состояние, когда машина отказывала мне… Кто-то из друзей-автомобилистов тогда меня спросил: «А был период, когда вы не ездили?» - «Максимум - неделю» - «Так на ней надо и зимой кататься!». Оказалось, машину, как собаку, надо «выгуливать» зимой, что бы там ни было. А я-то не знал…
- Один из гостей нашей рубрики итальянский дирижер Фабио Мастранджело, кстати, Ваш сосед по Васильевскому, высказал такую мысль: «Я понял, что в России машине лучше зимовать на улице, а не в гараже…».
- Ну, да, машина, как овчарка, должна жить на улице! У нас она на стоянке стоит, на улице. Мы тут из Эстонии с женой Ларисой возвращались (у Альтовых там дача. – Прим. Авт.), и, несмотря на снегопады, дорога от Нарвы до Питера была вполне сносная. Но мы не расслаблялись, уже были готовы к тому, что в Питере придется продираться сквозь сугробы. И вдруг, о чудо, въезжаем на Васильевский, а линии и проспекты чистые, убранные! Васильевский, Большой, Средний, Малый – тьфу-тьфу-тьфу, безукоризненно. Улочки поменьше, да, там есть проблемы, но хотя бы так. Уже нет ощущения стихийного бедствия. Я сам лично два раза видел машины, которые убирают снег! Своими глазами. Потому что обычно, они как «летучий голландец» - кто видел? А сейчас их встречаю несколько на дню!
- А я и вовсе предновогоднее чудо видел: идут пять грузовиков в линию, которые шлифуют улицы!
- Претензии властям вполне объяснимы, в центре полно мест, где не проехать, не пройти. Но совесть нам тоже нужно иметь: хорошо бы еще и самим убирать. Тебе же будет легче! Но у нас чуть не до драки доходит: «Кто ел из моей миски? Кто трогал мою машину?» Такой у нас свободолюбивый народ – все вокруг виноваты, но я всегда прав. А сосули висят такие красивые - ну просто люстры из Эрмитажа. И тоже наводят на размышления: думаю, если на крыше железо уложено безукоризненно, то вряд ли, такие гиганты вырастут. Но поскольку у нас везде щели, то в Петербурге самые красивые сосули в мире!
- Как вы оцениваете новые поправки к правилам, что вошли в силу с 20 ноября?
- Мы с Ларисой едва на новый штраф не налетели, но пока еще мой голос что-то напоминает, не моя фамилия, а мой голос, и нас пожалели, отпустили…
Но я за ужесточение! Например, никак не могу понять, если на желтый сигнал водители выезжают на перекресток. Более откровенного хамства и пренебрежения к людям я не видел. Нарушитель ближе не становится, но создает тромб, который начинает расти. Я считаю, за выезд на желтый нужно брать сразу 5 000! Через два дня никто не рискнет выезжать. Ну, сделайте это показательно, потому что это одна из причин, когда в большом городе в час пик трудно проехать по зеленому. И это не запрещено, хотя одно из самых хамских и бессмысленных нарушений. Ну, ты же встал посреди, при этом не проехал вперед ни на секунду, но перекрыл движение.
Хотя не все так плохо на питерских дорогах… Мы с Ларой недавно заметили, что, наконец-то, автовладельцы стали уступать пешеходом дорогу. Я раньше думал, что это меня узнают – кланялся, заходился в реверансах. Но, оказывается, не только мне уступают! Для России это знаковая история – чтобы обладатель железного коня уступил дорогу простому смертному пешеходу.
- Да и зебра воспитывает!
- Раньше мы эту зебру видали в гробу, и тех, кто по зебре идет. Но потихоньку стали уступать. Аж, слезы наворачиваются!
- А водители друг к другу стали вежливее?
- И это тоже теперь не редкость. А если ты за рулем и пропустил машину, тебе потом помигают огнями. Так приятно! Что-то человеческое в этом есть, пусть бессловесное, но они пытаются дать сигнал друг другу: «Ты человек, и я человек». Это для меня очень важный симптом. Внушает надежду. Если все остальное не внушает, то в проявлении чуткости через фонарики автомобиля что-то есть...
Еще бы научиться действенно бороться с этими, у кого мигалки! Не только бороться, но и победить. Их не так много, но их наглость вызывает всеобщую ненависть, хотя поймать и наказать «мигальщиков» никак не удается. Тоже не помешали бы две-три истории, чтобы люди, облаченные властью или большими деньгами, не чувствовали себя главными на дороге. Ведь если одних накажут, то и другие задумаются: «А вдруг и меня накажут!» А простым смертным будет легче по земле. Ведь когда знаешь, что с тобой ничего не сделают, то поедешь дальше, не оглянувшись, чтобы ни случилось. Вот это жутковато, это печально, от этого хочется пить водку в больших количествах.
- Нет у вас ощущения, что в последнее время как-то приструнили гаишников-взяточников? Они уже так нагло на требуют мзду.
- Врать не буду. За все 25 лет вождения я ни рубля не внес в фонд нуждающимся гаишникам. Даже на права сдал бесплатно, да и мне давать тогда было нечего… Может, поэтому они налетают на остальных? Компенсируют недобор. Одно время был популярен мой монолог «Нарушения», разговор с постовым. Есть там ударная фраза: «Там обрыв, но вам туда можно». Недавно я опаздывал на важное выступление перед пограничниками, вызвал такси, он помчался и что-то нарушил. Гаишник тут как тут: «А вы не знаете, что тут уже месяц как одностороннее движение!» Я чувствовал себя немного виноватым и вышел из машины. Тот меня увидел, но не могу сказать, что сразу узнал, лицо у меня уже не очень работает. Скорей, узнал мой голос, когда я заговорил. И гаишник разулыбался: «А, господин Альтов! Ладно, езжайте. Ну вам туда можно!»
- А Вы какой водитель?
- Когда мою жену спрашивают: «Как Семен водит?», она говорит: «Он каждый раз возвращается домой». За рулем я спокойный, трезвый. В отличие от некоторых водителей, я своим автомобилям ласкательные имена не даю, смотрю на них сугубо как на средство передвижения. Езжу спокойно и не представляю опасности для других. Мой главный недостаток: по дороге я иногда размышляю, а это мешает движению. Я долго отказывался от попыток жены усадить меня за руль. Когда все-таки сел за руль, увидел педали (тогда же было три педали!), ручку... Это же намного больше, чем я могу запомнить! Однажды я ехал как ученик с учителем по вождению, он по пути на углу Бухарестской и Славы подсадил девушку, и они заболтались. Вдруг он заорал благим матом. Оказалось, я по незнанию проскочил между трех машин, и это был единственно верный вариант не попасть в ДТП…
Есть люди, которые получают кайф от вождения. Мало того, что они передвигаются, куда-то едут, так они еще и получают удовольствие. Хотя сегодня, в пробах и хаосе на дороге, получить удовольствие все проблематичней. Вот мой сын Павел. У него машин было, не сосчитать. Он и мне всегда советует, что купить, какие скидки. Водит замечательно, хотя, на мой вкус, рискованно, в такой спортивной, гоночной манере. Впрыск адреналина помогает его сердцу, его душе. Он не может ехать тихо, просто не может. Но ему так удобней, я давно заметил: покажи мне, как ты водишь машину, и я скажу что ты. А я паркуюсь неважно, тем более в снежные зимы. Скажу честно, не получаю былого удовольствия от вождения по Петербургу. Так что не считаю зазорным воспользоваться услугами метро или такси. Да и порой это быстрей, надежней. Меня еще и жена возит. Она не хуже меня водит. Очень удобно, когда в семье не одну машину два водителя. Особенно, когда мы отправляемся на дачу, на дальние расстояния, когда можем меняться за рулем.
- Случалось Вам попадать в ДТП?
- Давно еще, на «жигулях», я ехал к отцу на Марата, и он попросил купить подсолнечное масло. Дальше все было, как по Булгакову: купил разливное масло, бутылку поставил вниз, затем отнес отцу, а, возвратившись, нажал на педаль, и нога поплыла. Оказывается, масло пролилось, и, машина, став неуправляемой, въехала в стоящий впереди грузовик…
Года два произошла еще одна история. Тогда был жив наш любимый пес Брюс. Мы поехали в Эстонию и решили остановиться, чтобы Брюса выгулять. Он уже тогда болел, мы его выносили на руках. Остановились, а рядом две собаки сидят, и я говорю жене: «Нет, не стоит, давай отъедем подальше». Слегка поспорили, где поставить машину: то тут, то там. Лара меня чем-то отвлекла, я неловко повернул руль вправо, и мы уши увязли в снегу. А это ночь, 50 километров от Питера, по рыхлому снегу не выбраться. Если бы не Брюс, мы бы закрыли машину, а тут деваться некуда. Позвонили в службу спасения: «Вы 262-й на очереди, значит, мы приедем через восемь часов, и это будет вам стоить 15 тысяч».
Нам ничего не оставалось, как пойти голосовать. Машем руками, но все напуганы, мчатся мимо. Вдруг останавливается «Газель», и выходит, как у нас говорят, представитель кавказской национальности: «Что случилось?» Мы объяснили ситуацию. Он достал трос, пару раз дернул и вытащил машину. Я сую ему деньги в знак благодарности, а он отказывается: «Чтобы вы думали, что не все мы плохие!» Денег не взял, а дал нам два яблока и уехал. У меня слезы на глазах, я, кстати, очень сентиментален. Представляете, все пролетают мимо, никому нет дела, и вдруг он остановился и говорит такое…
- Вы часто бываете в Москве на гастролях, съемках… Можете сравнить движение в двух столицах? Грозит ли нам в перспективе московская ситуация с пробками?
- Я знаю у нас два-три места, где уже можно постоять «по-столичному». Приближаемся мы к москвичам (столица всегда вся перекопана!) по части немотивированных ремонтов. Мне очень понравилось, как кто-то сказал: «Здесь начались работы без предупреждения. С телевидения звонят в отдел Смольного, а там удивляются: «Какие работы»? То есть у нас по-прежнему ремонт сродни стихийному бедствию. Да и потом, почему нельзя работать ночами – всем же сподручней… Давайте не только в прямом эфире будем заботиться о людях! Они у нас действительно очень уставшие - и от погоды, и от негативной информации, от повышения цен, нехватки денег.
- Доводилось Вам уже по собянинской Москве ездить… Полегче стало, или просто пустили пыль в глаза?
- Я приехал сразу после его назначения. Даже шутил, что новому мэру шепнули о моем визите, потому что я впервые за долгие годы в Москве всюду успевал абсолютно вовремя! На машине! Четыре места за один день, а вечером на концерт – казалось бы, успеть нереально, а, поди ж ты!
- У вас ведь есть хороший рассказ под названием «Пробка»…
- Меня ругали, что редко социальных тем касаюсь, и вот я коснулся. Написал его, кстати, как-то застряв в пробке. Так ведь у нас в пробках целая жизнь происходит – кто-то рожает, пожарные машины проводят учения. Рассказ написан давно, но постоянно пополняется какими-то наблюдениями, фразами. «Мы движемся со скоростью три километра в час. Не иначе Путин с Медведевым, взявшись за ручки, гуляют по городу, и, судя по всему, по проезжей части», - на этой фразе народ в зале просто ликует. Поэтому что приезд высоких гостей многим петербуржцам знаком не понаслышке, когда перекрывают все, что нужно и не нужно. Я никак не могу понять: есть же Константиновский дворец, и, вроде, он не в центре находится. Почему же через город путь высоких особ пролегает? У меня есть подозрение, что это берут под козырек местные власти, они перегораживают все подряд, чтобы доказать, что и они на что-то годятся. И делают это так широкоформатно, постановочно.
Мне рассказал наш человек, приехавший из Норвегии, Осло. Восемь утра, машин почти нет. На перекрестке его водитель останавливается и пропускает какую-то машину. Наш говорит: «Что ты пропускаешь, мы же справа». А водитель ему: «Неудобно, король все-таки!»
- Режиссер Владимир Бортко в интервью «Водителю Петербурга» рассказывал, что проехал всю Европу на своей BMW… А вы с женой любите такой вид путешествия?
- Так, конечно, не рискуем, но можем взять напрокат. Водить машину там, конечно, намного комфортней, но тоже не обходится без приключений. В Испании мы заехали на взятой в прокат машине к знакомым, а на обратном пути заболтались и пропустили мимо ушей их предупреждение: «Будьте внимательны, метров за 400 будет указатель, что вам нужно вниз!» И вот по горной дороге мы километр за километром забирались все дальше, не понимая, как нам развернуться. Эти гонки продолжались часа два…
- Семен Теодорович, верите, что к чемпионату мира по футболу у нас будут построены новые красивые дороги?
- Верю! Наши разобьются в лепешку, но все сделают. У нас же все к датам делается. Я хотел бы, чтобы и чемпионаты мира, и Олимпиады проводились в России постоянно - тогда все будет нормально. Нам нужна эта гоголевская боязнь ожидания ревизора, она очень стимулирует Россию.
Фото Михаила Садчикова-младшего