После капитального ремонта детский музыкальный театр «Зазеркалье» вновь распахнул двери своего исторического здания на Рубинштейна, 13. Из городского бюджета на реставрацию интерьеров и техническое переоснащение сцены было потрачено около 700 миллионов рублей. Торжественную церемонию открытия обновленного «Зазеркалья» посетили губернатор Валентина Матвиенко, вице-губернатор Алла Манилова, председатель городского Комитета по культуре Антон Губанков и корреспондент «Культурной столицы».
В культурном ландшафте Петербурга «Зазеркалье» занимает особое место – третий десяток лет на улице Рубинштейна коллектив под руководством Александра Петрова осваивает терру инкогниту театра для детей. В Петербурге на этой ниве трудится не так уж мало культурных институтов, но у подопечных Александра Петрова это получается как-то особенно толково. В хороших домах из поколения в поколение передается традиция водить самых маленьких театралов на «Детский альбом» и «Любимую игрушку»: регулярное посещение «Зазеркалья» – верная гарантия того, что отпрыски и наследники не возненавидят театр еще сызмальства.
Стратегический культурный объект «Зазеркалье» давно нуждалось и в ремонте, и в модернизации: состояние помещения бывшего Ленинградского рок-клуба, в которое в 1995 году въехал театр, было далеко от идеального. На масштабную реконструкцию театр закрылся в 2007 году. Изначально на ремонтные и реставрационные работы планировалось потратить два сезона, в итоге строителям и рабочим потребовалось три года. Результаты работ впечатляют: на сегодняшний день театр Александра Петрова может похвастаться одной из самых технически оснащенных сцен в городе, производственные площади театра увеличились почти вдвое, а для артистов оборудованы новые просторные гримерки с душем.
На торжественную церемонию открытия «Зазеркалья» собрался цвет петербургского театрального бомонда и первые лица города. К визиту Валентины Матвиенко тщательно готовились не только коллективы «Зазеркалья», но и коммунальщики Центрального района, показавшие пример образцово-показательной работы по очистке практически непроходимой улицы Рубинштейна от снега и наледи. Губернатор Санкт-Петербурга появилась в фойе театра с незначительным опозданием и тут же была атакована пионером Петей и его гигантским псом – под предводительством Александра Петрова затейники из зазеркальской молодежи проводили госпожу Матвиенко в верхнее фойе и познакомили с преображенным дизайнерской группой «Лестница» внутренним пространством театра.
Апгрейд произведен со вкусом и оглядкой на Льюиса Кэрролла. Вход в театр – кроличья нора, пол в фойе устлан дискретным английским газоном, стены украшены эффектными рисунками, варьирующими темы «Алисы в Стране чудес». Отныне в «Зазеркалье» не только эстетично, но и комфортно: проведены новые системы вентиляции, в зале установлены кондиционеры, вмонтирован лифт для зрителей с ограниченными возможностями. Невооруженным глазом заметно, что немаленький бюджет проекта освоен дельно и с умом. Судя по тому удовлетворенному виду, с каким Валентина Матвиенко и идейный вдохновитель реконструкции театра Антон Губанков взирали на интерьеры «Зазеркалья», итогами работ городское начальство осталось довольно.
Перед тем, как проводить гостей в зрительный зал, Александр Петров напомнил Валентине Матвиенко о том, что одним из ключевых эпизодов «Алисы в Зазеркалье» было чаепитие – и, после пятиминутного файв-о-клока в живописных VIP-беседках модифицированного театрального буфета, программа торжественного открытия наконец устремилась к своей кульминации. Дав возможность не спеша оценить удобство установленных в зале новых кресел, гостям торжественной церемонии продемонстрировали впечатляющие возможности аппаратуры в формате эффектной технократической феерии. Несмотря на известную лапидарность, представленное зрелище впечатляло: на сцене установлены поворотный круг, оркестровая яма может подниматься вровень с планшетом сцены, установлено самое современное световое оборудование и техника для видеопроекций – техническим службам театра придется потратить еще как минимум несколько месяцев на то, чтобы освоиться в новых предлагаемых обстоятельствах.
Словно бы ставя точку в отчете перед сановными гостями о проделанной работе, Александр Петров первым вышел на подмостки «Зазеркалья» и, поблагодарив Валентину Матвиенко, вручил ей дирижерскую палочку и попросил дать энергичный ауфтакт, благословив таким образом коллектив театра на работу в обновленных стенах. Остроумно отшутившись, госпожа Матвиенко помянула печальный дирижерский опыт иных российских политиков и в ответной речи напомнила о том, что в минувшем году правительство Санкт-Петербурга ввело в эксплуатацию два новых театральных здания – новую сцену театра «Буфф» и новую площадку Молодежного театра. Открытие «Зазеркалья» губернатор назвала «замечательным подарком к Новому году всем нам и в первую очередь молодому поколению петербуржцев».
Спектакли на основной сцене «Зазеркалья» не будут играться вплоть до весны; открыть новую страницу в истории театра на Рубинштейна Александр Петров планирует премьерой в день театра – 27 марта. Творческих планов у этого художественного руководителя, как всегда, громадье. Сорвав банк на постановках опер Джоаккино Россини («Золушка» принесла «Зазеркалью» победу на «Золотой маске»), Александр Петров решил всерьез взяться за Вольфганга Амадея Моцарта: в ближайших планах театра заявлены оперы «Так поступают все» и «Волшебная флейта» – обе партитуры уже почти готовы к выпуску. На подходе и оперетта Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». «Зазеркалью» всегда было тесно в коротких штанишках специфически детского музыкального театра – еще в конце 80-х стало ясно, что детский театр, который отважился первым в стране ставить «Медиума» Джанкарло Менотти и, не робея, заказывает одну за другой оперы современным авторам (это потом уже Леонид Десятников написал для Большого «Детей Розенталя», а начинал он как раз в «Зазеркалье» с шедеврального «Браво, брависсимо, пионер Анисимов»), далеко пойдет. Театр Александра Петрова всегда оставался конкурентом тяжеловесов петербургского оперного процесса – хочется верить, что вернувшееся домой обновленным и оснащенным «Зазеркалье» в ближайшие сезоны даст им фору.
Софья Дымова
«Фонтанка.ру»
Фото: Дарья Пичугина
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»