В петербургских тюрьмах появятся молельные комнаты для мусульман. Соответствующее трехстороннее соглашение было подписано 27 декабря в Мариинском дворце. Инициаторы нововведения говорят, что в городских местах заключения превалируют православные и мусульмане. Но первым есть где молиться, а вторые страдают. К буддистам, как сообщил «Фонтанке» настоятель дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев, с такой идеей пока никто не обращался - видимо, среди них нарушителей немного.
На подписании судьбоносного документа в Мариинском дворце присутствовали муфтий Петербурга и Северо-Западного региона России Джафар Пончаев, начальник УФСИН по Петербургу и Ленобласти Игорь Потапенко и депутаты ЗакСа Игорь Риммер и Ватаняр Ягья.
Присутствующие не могли не вспомнить о событиях на Манежной площади, попеняв тем, кто «пытается разыграть националистическую карту». «Всевышний благословит нас», - задумчиво сказал Риммер (впрочем, креститься не стал) и приступил к подписанию.
Игорь Потапенко, в свою очередь, с профессиональной гордостью констатировал — в петербургских тюрьмах представлены все конфессии. Заключенных и подследственных всего более 17 тысяч. «Человек временно лишается свободы, но не лишается своих прав, в том числе права на свободу совести», - добавил глава УФСИН.
С горечью говорил о отсутствии молельных комнат для мусульман и ответственный секретарь Общественной палаты Петербурга Анатолий Пинегин. «У православных есть часовня, а у них — нет», - констатировал он.
Соглашение, заключенное на три года, предполагает открытие в тюрьмах молельных комнат для мусульман, отправление религиозных обрядов, проведение богослужений, бесед по мусульманской этике и морали, распространение духовной литературы и оказание правовой помощи осужденным.
Духовное управление мусульман будет отвечать за формирование у верующих "законопослушного поведения, развития творческой инициативы, повышений позитивной социальной активности, общеобразовательного и культурного уровня".
Православный депутат Риммер не намерен откладывать духовно-нравственное воспитание петербургских мусульман в долгий ящик - уже 30 декабря он поедет в «Кресты» (депутат надеется, что ненадолго). Риммер заметил, что теперь у мусульман будет право «получать духовное окормление, иметь молельные комнаты и возможность выйти на муллу».
«Теперь нас никто не сможет обвинить, что мы делим граждан России по национальному и религиозному признаку, ведь православные имеют возможность молиться в местах лишения свободы", - добавил он.
В УФСИНе заявили «Фонтанке», что дело не в некой критической цифре мусульман в петербургских пенитенциарных заведения — для них не имеет значения количество заключенных-мусульман. «Даже, если бы их было немного, это не отменяло бы необходимости в молельных комнатах, ведь перед законом все равны», - подчеркнули там.
Впрочем, к буддистам с подобным предложением почему-то никто не обращался, они, впрочем, и не настаивают. «Буддистов в петербургских тюрьмах практически нет», - заверил «Фонтанку» Бадмаев. Ничего неизвестно и о появлении в Крестах языческих капищ, хотя таких заключенных среди всевозможных крайне правых «узников» там точно хватает.
Между тем, протодиакон РПЦ Кураев заявил «Фонтанке», что не видит разницы между заключенными, школьниками и солдатами, будучи уверенным в необходимости «религиозной жизни внутри этих пространств».
«С апреля 2010 года родители ученика могут ему выбрать курс светской этики или основ православной культуры, логично, что в армии и местах заключения люди должны иметь возможность помолиться», - уверен священнослужитель. Заключенные, заметил он, тоже люди, нуждаются в успокоении и отдушине.
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"