Проездной билет с ботаническим названием "Подорожник", модули, которые монтируются в мобильный телефон, и маршрутки с валидаторами - 21 декабря в комитете по транспорту презентовали новые способы оплаты проезда. Какие устройства придут на смену ворчливым кондукторам, выяснял корреспондент "Фонтанки".
Современные технологии постепенно заходят в скрипучие двери наших трамваев, троллейбусов и автобусов. 21 декабря в комитете по транспорту продемонстрировали новую смарт-карту для оплаты проезда на общественном транспорте под названием "Подорожник". Более того: внешний вид карты будет выбран из нескольких вариантов в результате голосования на специальном сайте. Первым, кто оставил свой голос, стал заместитель председателя комитета Станислав Попов: он выбрал вариант, на котором изображен зеленый подорожник, похожий на рекламу вегетарианского кафе. Впрочем, как оказалось, он мог бы проголосовать хоть сто раз подряд - компьютер, установленный в комитете, позволяет сделать это. Впрочем, здесь заверили, что такие возможности есть только у этого компьютера и что никто из сотрудников не станет накручивать голоса за понравившийся ему "Подорожник".
Для петербуржцев, естественно, важнее не внешний вид карты, а ее возможности. По словам Станислава Попова, она будет действовать в течение 3 лет со дня покупки (нынешние смарт-карты блокируются, если ей не пользуешься в течение полугода). В отличие от действующих карт, "Подорожник" не будет иметь ограничений по количеству поездок. С января 2011 года новый проездной билет будет использоваться в тестовом режиме, с апреля проект будет запущен полностью. Как отметили в комитете, в будущем владельцы карт смогут рассчитывать на всевозможные бонусы - например, чем больше будет ездить пассажир, тем дешевле для него будет проезд.
У "Подорожника" есть еще одна "инновационная" составляющая - планируется, что пополнить счет можно будет не только в кассах метрополитена, но и через Интернет или платежный терминал. Правда, на этом его инновационность заканчивается: деньги не будут автоматически начисляться на счет после того, как вы, например, переведете их через Интернет. По словам Станислава Попова, затем карту нужно принести в любую кассу метрополитена, чтобы кассир приложил ее к считывающему устройству, и денежные средства официально поступили на ваш счет. При этом ситуация не изменится даже после того, как будет введен именной "Подорожник".
Помимо "Подорожника", в комитете по транспорту презентовали проект компании Ambiq Technology Inc. по использованию NFC-модулей для оплаты проезда на общественном транспорте (NFC - это технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия). Как объяснил исполнительный директор компании Миша Розенберг, эти модули монтируются под крышку мобильного телефона и действуют как смарт-карта. В настоящее время данная система тестируется в метрополитене, однако в дальнейшем планируется, что с помощью этих модулей можно будет оплачивать проезд и на наземном транспорте, а в перспективе - совершать покупки в магазине или платить за ужин в ресторане.
Напомним, что ранее с похожей инициативой выступили сотовые операторы: в конце ноября они презентовали специальный стикер, который можно будет клеить на мобильный телефон и с помощью него оплачивать проезд на транспорте. Миша Розенберг, объясняя разницу между модулем и стикером, говорит о том, что модуль может быть привязан к любому счету, в любом банке, в то время как стикер привязывается только к счету абонента сотовой сети. Однако в PR-службе Северо-Западного филиала компании "Мегафон" указывают, что преимущества есть и у стикера: модуль можно установить только под пластиковую, а не металлическую крышку мобильного, в то время как стикер может быть приклеен на любую модель телефона. При этом последний будет бесплатен для абонентов, а плата будет взиматься только за подключение к услуге - планируется, что она составит около 150 рублей. Стоимость модуля от компании Ambiq Technology Inc. после начала массового использования услуги составит 300-350 рублей. По проекту, модуль станут продавать и в кассах метрополитена, и в гипермаркетах, и в магазинах сотовой связи. Стикеры "Мегафона" пока можно будет купить только в офисах продаж самой компании.
Заметим, что пока ни один из сервисов не работает: по словам Миши Розенберга, на метрополитене модуль начнут использовать в тестовом режиме во втором квартале 2011 года: для этого компания уже договорилась с банком "Санкт-Петербург", который будет обеспечивать банковское сопровождение платежей. В "Мегафоне" пояснили, что технологически компания готова запустить сервис уже в 2011 году, однако пока соответствующая документация еще не прошла процедуру согласования в государственных ведомствах, поэтому назвать точную дату начала работы проекта затрудняются. Сотовая компания МТС уже тестирует систему с использованием стикеров в московском метрополитене и планирует запустить ее полноценный вариант в следующем году. "Участие МТС в подобном проекте в Петербурге обсуждается", - отметили в PR-службе Северо-Западного представительства компании.
Введение новых способов оплаты связано еще и с тем, что в конце 2011 года кондукторов на общественном транспорте должны заменить электронные считывающие устройства (валидаторы): планируется, что в салоне каждого автобуса, трамвая или троллейбуса будет установлено по пять таких аппаратов. Более того: по словам Станислава Попова, в 2012 году начнется постепенная установка валидаторов и на коммерческих маршрутах, а пробный вариант "маршрутки с валидатором" начнет ходить по городу уже в следующем году. Он также рассказал корреспонденту "Фонтанки", что в связи с отказом от кондукторов в ближайшем будущем штраф за безбилетный проезд будет увеличен с нынешних 100 рублей до 500, а возможно - и до более серьезных сумм.
Эксперты уверены, что новые формы оплаты, безусловно, нужны нашему общественному транспорту. "Любые технологические новшества должны внедряться и использоваться на транспорте. Они давно уже используются не только в Европе, но и в ряде российских городов. Кондукторы - это какой-то каменный век", - отмечает заместитель директора по научной работе Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров. Хотя пока к ним с подозрением относятся даже сами транспортники: как рассказали на сегодняшней презентации, во время тестирования модулей сотрудники службы контроля метрополитена смотрели на девушек, участвовавших в эксперименте, с большим подозрением, не понимая, как это они проходят через турникет по мобильному телефону.
Андрей Захаров, Фонтанка.ру