Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес В комитете по транспорту вырос "Подорожник"

В комитете по транспорту вырос "Подорожник"

511
Миша Розенберг объясняет устройство валидатора. Фото Андрея Захарова

Проездной билет с ботаническим названием "Подорожник", модули, которые монтируются в мобильный телефон, и маршрутки с валидаторами - 21 декабря в комитете по транспорту презентовали новые способы оплаты проезда. Какие устройства придут на смену ворчливым кондукторам, выяснял корреспондент "Фонтанки".

Современные технологии постепенно заходят в скрипучие двери наших трамваев, троллейбусов и автобусов. 21 декабря в комитете по транспорту продемонстрировали новую смарт-карту для оплаты проезда на общественном транспорте под названием "Подорожник". Более того: внешний вид карты будет выбран из нескольких вариантов в результате голосования на специальном сайте. Первым, кто оставил свой голос, стал заместитель председателя комитета Станислав Попов: он выбрал вариант, на котором изображен зеленый подорожник, похожий на рекламу вегетарианского кафе. Впрочем, как оказалось, он мог бы проголосовать хоть сто раз подряд - компьютер, установленный в комитете, позволяет сделать это. Впрочем, здесь заверили, что такие возможности есть только у этого компьютера и что никто из сотрудников не станет накручивать голоса за понравившийся ему "Подорожник".

Для петербуржцев, естественно, важнее не внешний вид карты, а ее возможности. По словам Станислава Попова, она будет действовать в течение 3 лет со дня покупки (нынешние смарт-карты блокируются, если ей не пользуешься в течение полугода). В отличие от действующих карт, "Подорожник" не будет иметь ограничений по количеству поездок. С января 2011 года новый проездной билет будет использоваться в тестовом режиме, с апреля проект будет запущен полностью. Как отметили в комитете, в будущем владельцы карт смогут рассчитывать на всевозможные бонусы - например, чем больше будет ездить пассажир, тем дешевле для него будет проезд.

У "Подорожника" есть еще одна "инновационная" составляющая - планируется, что пополнить счет можно будет не только в кассах метрополитена, но и через Интернет или платежный терминал. Правда, на этом его инновационность заканчивается: деньги не будут автоматически начисляться на счет после того, как вы, например, переведете их через Интернет. По словам Станислава Попова, затем карту нужно принести в любую кассу метрополитена, чтобы кассир приложил ее к считывающему устройству, и денежные средства официально поступили на ваш счет. При этом ситуация не изменится даже после того, как будет введен именной "Подорожник".

Помимо "Подорожника", в комитете по транспорту презентовали проект компании Ambiq Technology Inc. по использованию NFC-модулей для оплаты проезда на общественном транспорте (NFC - это технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия). Как объяснил исполнительный директор компании Миша Розенберг, эти модули монтируются под крышку мобильного телефона и действуют как смарт-карта. В настоящее время данная система тестируется в метрополитене, однако в дальнейшем планируется, что с помощью этих модулей можно будет оплачивать проезд и на наземном транспорте, а в перспективе - совершать покупки в магазине или платить за ужин в ресторане.

Напомним, что ранее с похожей инициативой выступили сотовые операторы: в конце ноября они презентовали специальный стикер, который можно будет клеить на мобильный телефон и с помощью него оплачивать проезд на транспорте. Миша Розенберг, объясняя разницу между модулем и стикером, говорит о том, что модуль может быть привязан к любому счету, в любом банке, в то время как стикер привязывается только к счету абонента сотовой сети. Однако в PR-службе Северо-Западного филиала компании "Мегафон" указывают, что преимущества есть и у стикера: модуль можно установить только под пластиковую, а не металлическую крышку мобильного, в то время как стикер может быть приклеен на любую модель телефона. При этом последний будет бесплатен для абонентов, а плата будет взиматься только за подключение к услуге - планируется, что она составит около 150 рублей. Стоимость модуля от компании Ambiq Technology Inc. после начала массового использования услуги составит 300-350 рублей. По проекту, модуль станут продавать и в кассах метрополитена, и в гипермаркетах, и в магазинах сотовой связи. Стикеры "Мегафона" пока можно будет купить только в офисах продаж самой компании.

Заметим, что пока ни один из сервисов не работает: по словам Миши Розенберга, на метрополитене модуль начнут использовать в тестовом режиме во втором квартале 2011 года: для этого компания уже договорилась с банком "Санкт-Петербург", который будет обеспечивать банковское сопровождение платежей. В "Мегафоне" пояснили, что технологически компания готова запустить сервис уже в 2011 году, однако пока соответствующая документация еще не прошла процедуру согласования в государственных ведомствах, поэтому назвать точную дату начала работы проекта затрудняются. Сотовая компания МТС уже тестирует систему с использованием стикеров в московском метрополитене и планирует запустить ее полноценный вариант в следующем году. "Участие МТС в подобном проекте в Петербурге обсуждается", - отметили в PR-службе Северо-Западного представительства компании.

Введение новых способов оплаты связано еще и с тем, что в конце 2011 года кондукторов на общественном транспорте должны заменить электронные считывающие устройства (валидаторы): планируется, что в салоне каждого автобуса, трамвая или троллейбуса будет установлено по пять таких аппаратов. Более того: по словам Станислава Попова, в 2012 году начнется постепенная установка валидаторов и на коммерческих маршрутах, а пробный вариант "маршрутки с валидатором" начнет ходить по городу уже в следующем году. Он также рассказал корреспонденту "Фонтанки", что в связи с отказом от кондукторов в ближайшем будущем штраф за безбилетный проезд будет увеличен с нынешних 100 рублей до 500, а возможно - и до более серьезных сумм.

Эксперты уверены, что новые формы оплаты, безусловно, нужны нашему общественному транспорту. "Любые технологические новшества должны внедряться и использоваться на транспорте. Они давно уже используются не только в Европе, но и в ряде российских городов. Кондукторы - это какой-то каменный век", - отмечает заместитель директора по научной работе Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров. Хотя пока к ним с подозрением относятся даже сами транспортники: как рассказали на сегодняшней презентации, во время тестирования модулей сотрудники службы контроля метрополитена смотрели на девушек, участвовавших в эксперименте, с большим подозрением, не понимая, как это они проходят через турникет по мобильному телефону.

Андрей Захаров, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях