В борьбе за право построить мусороперерабатывающий завод в Янино сошлись австрийцы и греки. Помощь инвесторам окажет правительство Санкт-Петербурга, городу же — спустя тридцать лет — достанется построенный иностранцами комплекс. Правда, в инвестиционной лихорадке поинтересоваться мнением тех, чьи интересы затронет новое строительство, не успели. Да и жителей Петербурга подробностями о новом проекте ни власти, ни инвесторы не балуют.
«Нас никто не спрашивал, - категорически заявил корреспонденту «Фонтанки» глава Заневского сельского поселения Всеволожского района, где планируется построить новый мусороперерабатывающий завод, Алексей Гердий. - Город сам для себя всё решил, проводит конкурсы, а мы только из Интернета и узнаем о том, что у нас что-то появится». «Вот недавно при правительстве Ленобласти, наконец, создали общественный совет по этому вопросу, от нас туда вошел один человек, но это — единственная весточка о том, что нас ждет», - добавляют в администрации.
Ближайшее заседание совета назначено на 24 декабря. И на нем администрация Заневского поселения надеется, наконец, хотя бы приблизительно узнать о сроках строительства нового предприятия, а также о том, насколько этот завод повлияет на экологическую обстановку. Правда, на то, что ситуацию удастся изменить, если планы инвесторов по какой-то причине окажутся «несовместимыми с жизнью сельского поселения», власти не рассчитывают. Участок земли, на котором будет строиться новый мусороперерабатывающий комплекс, принадлежит Санкт-Петербургу. «Когда-то здесь планировалось построить две очереди завода, - рассказывают в областной администрации. - Одну построили, про вторую забыли. А теперь у петербургских властей есть повод называть это строительство реконструкцией недостроя».
Общественных слушаний по проекту, как утверждают жители Заневского поселения, никто не проводил, согласия у проживающих в Янино никто не спрашивал. Между тем жители и этого поселка, и расположенных неподалеку Колтушей уже почти год пытаются протестовать против появления нового завода. И беспокойство их вполне обоснованно — до сих пор ни населению, ни властям неизвестно, какая технология переработки мусора будет применяться на новом предприятии. И как его работа скажется на экологии и так не слишком благополучного района.
В Ленобласти получить ответ на эти вопросы пытались уже несколько раз — устраивали митинги, обращались к президенту, писали губернаторам обоих субъектов Федерации. Реакция властей остается неизменной — неопределенно-успокаивающие заверения, что «технология еще не определена, а по проекту обязательно пройдут общественные слушания». Пока же местные активисты, подсчитавшие примерное количество будущих ядовитых выбросов и сопоставившие их с «розой ветров», с мстительной радостью заявляют, что волна ядовитого дыма неизбежно накроет и Смольный.
Областные волнения вполне понятны — интригу вокруг проекта и городские власти, и инвесторы, по-видимому, намерены держать до последнего. Технология, по которой будет работать новое предприятие, неизвестна до сих пор. И, как сообщил журналистам глава КИСП Алексей Чичканов, с этим вопросом город определится только к 20 января 2011 года — когда станут известны результаты инвестиционного конкурса. Пока же в Смольном не могут сказать, что предлагают будущие инвесторы. «Нам принесли по восемь коробок с документацией, мы же должны все просмотреть», - с обезоруживающей искренностью пояснили представители конкурсной комиссии.
Между тем, конкурс по выбору инвестора на строительство нового мусороперерабатывающего завода проводится уже во второй раз. На первом этапе, в марте 2010 года, подали заявки пять компаний - Keppel Segher Enginering (Сингапур), StrabagAG (Австрия), Helector С.А. (Греция), ООО "Эссеншл 812" (Германия), ООО "ТДФ Экотек Янино" (Швейцария). После того, как комиссия рассмотрела конкурсные заявки, два претендента - «Эссеншл 812» и «ТДФ Экотек Янино» отпали. Позднее, уже по собственной воле, отказался и инвестор из Сингапура.
Сейчас за право построить завод борются две компании — Strabag, часть акций которого принадлежит структурам Олега Дерипаски, известный в Петербурге по реконструкции «Дома со львами», и греческий холдинг Helector, ранее в России не работавший. Любопытно, что представители обеих компаний также отказываются отвечать на вопросы журналистов о параметрах проекта. Правда, Helector провел в ноябре круглый стол, на котором самыми общими словами, старательно избегая конкретики, рассказал о новейших технологиях и абсолютной экологической безопасности и надежности своих заводов. Концерн Strabag о своих технологиях не рассказывал и презентаций не проводил.
Все тревоги из-за будущей технологии связаны с одним-единственным вопросом — будет ли на новом заводе сжигаться мусор. По мнению представителей Гринпис, тактики умолчания и инвесторы, и власти придерживаются потому, что хотя бы часть отходов, но все же придется жечь. «Это следует из поставленных условий, - объяснил «Фонтанке» координатор проектов по эффективному использованию ресурсов «Гринпис-Россия» в Санкт-Петербурге Игорь Бабанин. - По тендерной документации, масса отходов на заводе должна снижаться на 70%. Но таких показателей можно добиться только двумя путями — либо с помощью раздельного сбора мусора, который развивать никто не планирует, либо с помощью сжигания». С доводами экологов согласны и эксперты рынка - заместитель гендиректора ОАО «Автопарк №1 Спецтранса» Николай Колычев повторил доводы Игоря Бабанина практически дословно.
Надо заметить, что условия конкурса озадачили многих городских «мусорщиков», причем по причинам, от экологии довольно далеким. «Я вообще не понимаю, зачем нужно строить завод за 300 миллионов евро, - признался один из участников рынка. - Группа промышленников Санкт-Петербурга подготовила проект завода, который обойдется в 150 миллионов рублей, но он никому не интересен. Почему-то выгоднее приглашать иностранцев, позволять им строить, потом в течение 30 лет платить за переработку мусора, а затем принимать на баланс города уже устаревшее оборудование».
Вызывает вопросы и окупаемость будущего завода. По мнению Копычева, для гарантий загрузки нового предприятия не существует рыночных стимулов. Заставить перевозчиков доставлять отходы на новое предприятие, если тарифные условия будут невыгодны, можно только с помощью прямого административного подчинения. Однако такой способ потребует жестких мер контроля, что станет дополнительным бременем для бюджета. «У нас многие и сейчас на Волхонку стараются не ехать — слишком далеко и невыгодно, - рассуждают перевозчики. - Стараются скинуть мусор на нелегальных свалках, которых на подступах к городу достаточно. А в Янино точно никто мусор не повезет».
Интересно, что представители концерна Helector на презентации своего проекта объяснили, что потери в случае недостаточной загрузки (например, если поставка отходов на предприятие будет невыгодна перевозчикам) будут отчасти компенсироваться за счет тарифа с населения – хотя в некоторых европейских странах она производится путем прямых дотаций из муниципальных бюджетов. Размер надбавки к тарифу участники презентации не назвали, пояснив, что эти расчеты относятся к конфиденциальной части соглашения с городом. Не исключено, что петербуржцев ожидает очередной сюрприз в виде повышения тарифов. Впрочем, в КИСПе заверяют, что этого не произойдет.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру