С этого года правила торговли пиротехнической продукцией ужесточены: даже в крупных гипермаркетах ее можно приобрести только в особом отделе в присутствии продавца. Некоторые производители уже сократили из-за этого выпуск подобных товаров, однако эксперты уверены: несмотря на ограниченность предложения, граждане все равно будут покупать петарды, хлопушки и ракеты. Так что Новый год будет привычно громким.
Если делить пиротехнику по использованию, то она бывает двух видов. Знакомые нам хлопушки, бенгальские огни, петарды и ракеты относятся к развлекательной пиротехнике. Профессиональная используется во время частных и общегородских праздников для организации фейерверка или салюта. По словам исполнительного директора Российской пиротехнической ассоциации «Рапид-фейерверк» Александра Усилина, в обоих сегментах господствует китайская продукция: доля петард и хлопушек из Поднебесной составляет 85-90%, среди профессиональной пиротехники – около 75-80%. Еще менее оптимистичные данные у директора гатчинского завода «Авангард» Георгия Михно: он полагает, что доля отечественной продукции в обоих сегментах не превышает 5-7%.
При этом, по словам Александра Усилина, российское присутствие на этом рынке не усиливается, а наоборот, ослабевает. «Во-первых, раньше львиную долю пиротехники делали оборонные предприятия, которые сейчас вновь загружены заказами на производство оружия и поэтому постепенно уменьшают пиротехническую линию. Во-вторых, отечественные заводы попросту не выдерживают конкуренции с Китаем. Ведь у них там достаточно поставить четыре бамбука и крышу, чтобы высушить пиротехническую таблетку – основной элемент для производства пиротехники. А нам нужно строить ангары и склады», – говорит он.
По данным Российской пиротехнической ассоциации, в 2007 году общий объем продаж на рынке пиротехники составлял 100 млн долларов. В 2008 году продажи упали на 30%, а в 2009 году составили лишь 20 млн долларов, то есть за два года уменьшились в пять раз. Эксперты связывают это не только с кризисом, но и с печально известными событиями в пермском клубе «Хромая лошадь», где в результате проведения пиротехнического шоу случился страшный пожар. Сразу после той трагедии начались жесткие проверки всех производителей и компаний, занимающихся торговлей пиротехникой.
Помимо этого, в середине 2010 года, по следам пермских событий, был принят технический регламент, определяющий деятельность отрасли и правила продажи пиротехники. Согласно нему, петарды, ракеты, бенгальские огни и тому подобная продукция теперь должны продаваться только в магазинах с продавцом, то есть теперь нельзя, как раньше, подойти самостоятельно к стенду с пиротехникой и набрать чего душа пожелает. Именно поэтому с этого года в большинстве крупных сетевых магазинов атрибуты новогоднего торжества продаются только в специальных отделах, в которых постоянно должен находиться продавец.
«Начиная с этого года, в нашем магазине можно купить пиротехнику только в особой огороженной зоне, в присутствии консультанта. Это сделано в соответствии с требованиями законодательства», – сообщили «Фонтанке» в пресс-службе сети гипермаркетов «Лента». Компания X5 Retail Group (владеет сетями «Карусель», «Копейка», «Патэрсон», «Перекресток» и «Пятерочка») будет продавать пиротехнику только в некоторых магазинах сети «Карусель»: в остальных уже нельзя купить даже бенгальские огни. Как пояснила менеджер по связям с общественностью северо-западного филиала компании Амера Карлос, в «Карусели» приобрести хлопушки, петарды, ракеты и другую продукцию можно будет только в особом месте в присутствии специального продавца. Такие же правила продажи пиротехники действуют с этого года и в сети «Максидом», об этом сообщили в пресс-службе компании.
Директор завода «Авангард» Георгий Михно уверен, что после ужесточения требований к продаже пиротехники розничные магазины стали брать на реализацию гораздо меньше продукции. Так, за год его завод снизил производство бенгальских огней в 10 раз. По его словам, если раньше предприятие делало бенгальские огни весь год, а затем продавало практически всю продукцию в период новогодних праздников, то этим летом производство было временно приостановлено. «Я понял, что бесполезно делать столько огней: нам уже столько не продать», – комментирует он свое решение. А по словам Александра Усилина, в декабре 2009 года ФГУП ФНПЦ «НИИ прикладной химии» (Москва) полностью прекратил производство бенгальских огней.
Однако, несмотря на ужесточение правил торговли, представители крупных сетевых магазинов говорят, что спрос на хлопушки, петарды и другую подобную продукцию не упадет. «Спрос на пиротехнику велик, поэтому мы сделали большой товарный запас, – говорит Амера Карлос. – Мы надеемся продать на 15-20% больше пиротехнической продукции, нежели в прошлом году». Александр Усилин также считает, что ограничения не повлияют на популярность пиротехники. «Если теперь будет меньше торговых точек, это не значит, что люди будут меньше покупать пиротехнику: без нее невозможно представить Новый год», – отмечает он. По его мнению, в этом году будет продано примерно столько же продукции, сколько и в 2009, хотя точные цифры можно будет назвать после окончания всех праздников.
Существенные изменения правил торговли коснулись только крупных супермаркетов: все небольшие специализированные магазины торгуют пиротехникой так же, как и в предыдущие годы. При этом, по данным экспертов, количество контрабандой продукции резко сократилось: если 10 лет назад около 60% всей продукции ввозилось нелегально, то сейчас – только 2-3%. Правда, появилась еще одна проблема: так как в прошлом году из-за всех проверок многие мелкие магазины не успели сбыть всю продукцию, то они могут попробовать продать ее в этом, даже несмотря на истечение срока годности.
Что касается профессиональной пиротехники, которая используется для организации праздничных фейерверков, то, по словам специалистов, на этом рынке ситуация существенно не изменилась. «После событий в "Хромой лошади" усложнилась процедура на проведение пиротехнического шоу, однако в целом наш сегмент больше зависит от возможностей заказчиков», – говорит директор компании RUF fireworks Владимир Мячев. Впрочем, большинство опрошенных «Фонтанкой» представителей ресторанного бизнеса не планируют в этом году «зажигательных шоу» рядом со своими заведениями. Даже в загородных ресторанах не все пока еще решили, будут ли заказывать праздничный фейерверк. И естественно, что после пермских событий никто не рискнет устроить салют внутри своего клуба или ресторана.
Андрей Захаров, Фонтанка.ру
Кстати:
Продавцов петард предлагают лицензировать
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий лицензирование деятельности по распространению мини-фейерверков, фестивальных шаров, римских свечей, ракетниц и т.д.
По степени потенциальной опасности действующим техническим стандартом пиротехнические изделия подразделяются на пять классов в зависимости от радиуса опасной зоны. К первому относятся хлопушки, бенгальские свечи и настольные фонтаны, искры которых разлетаются не более чем на 50 см. Второй класс включает всевозможные петарды и «фонтаны», предназначенные для применения вне помещений (радиус – до 5 метров). Третий – самый многочисленный класс, имеющий «боевую» зону до 20 метров. Четвертый и пятый класс – парковые и высотные фейерверки («высотные бомбы») и другие профессиональные изделия.
Действующее законодательство обязывает иметь лицензию продавцов (или иных распространителей) пиротехнических изделий только IV и V классов. Однако, по мнению депутата Госдумы Антона Белякова, не меньшую угрозу представляет и пиротехника III класса, которая давно фигурируют в отчетах МЧС и службы скорой помощи как причина потери зрения и слуха, сильных ожогов, пожаров. «Кстати, именно фейерверки III класса стали причиной страшной трагедии в клубе «Хромая лошадь» в Перми. Однако многочисленные проверки показали, что купить такую пиротехнику может сегодня практически любой желающий», – констатирует Антон Беляков.
Для защиты граждан он предлагает ввести лицензирование деятельности по распространению пиротехники не только IV-V, но и III класса. «Столь опасные изделия должны применять только люди, прошедшие специальную подготовку», – заключает парламентарий в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, он считает нужным разрешить продавать пиротехнику только совершеннолетним. Решить эту проблему он предлагает путем ввода административной ответственности за продажу любой пиротехники несовершеннолетним – за оное деяние на юридические лица может налагаться штраф в сумме до 80 тысяч рублей.
Павел Нетупский, для Фонтанки.ру