Власти опасаются, что с 1 января 2011 года Петербург ожидает новый транспортный коллапс. Дело в том, что пока не все компании, выигравшие конкурс на право осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам с 2011 до 2015 года, готовы выполнять свои обязательства. Возможно, их обязанности будут временно переданы другим компаниям.
О том, что только 40% городских маршрутов, разыгранных в рамках первого конкурса среди перевозчиков (который прошел летом 2010 года), на данный момент готовы выйти на линии, заявил сегодня со ссылкой на комитет по транспорту глава Управления федеральной антимонопольной службы по Петербургу Олег Коломийченко. По его словам, перевозчики с 1 января начнут курсировать по наиболее привлекательным для себя маршрутам, там, где пассажиров больше. Те же линии, спрос на которые меньше, рискуют остаться вовсе без транспортного обеспечения.
"Некоторым перевозчикам понадобится до полугода, чтобы выйти на выигранные по конкурсу маршруты. Поэтому возникает новая проблема. Что будет делать комитет по транспорту: наказывать перевозчиков за частичное неисполнение контрактов или полностью прекращать с ними взаимодействие", - отмечает Коломийченко.
В комитете по транспорту уверяют, что ситуация далеко не так критична. "15 декабря комитет подведет итоги подготовки перевозчиков к выходу на маршруты с 2011 года. К этому времени все победившие в конкурсах компании должны будут предоставить в комитет документы о наличии в автопарках и готовности своей техники к выходу на линии", - сообщили "Фонтанке" в пресс-службе городского ведомства.
При этом в комитете отмечают, что информированы о том, что не все перевозчики успели закупить необходимый подвижной состав. "Однако это не значит, что часть маршрутов останется без обслуживающих компаний. Мы привлечем к работам на этих линиях других перевозчиков", - заявили в комитете. Причем, как выяснилось, это не обязательно будет городское предприятие "Пассажиравтотранс", но и частные компании.
В УФАС считают, что городские власти, по сути, сами виноваты в сложившейся ситуации. По словам Олега Коломийченко, организаторы конкурса создали неравноценные условия для перевозчиков, которые участвовали в первом и втором конкурсах. Так, в частности, для них был установлен разный объем субсидий, компенсирующих частным компаниям затраты на перевозку пассажиров. В первом конкурсе им предлагалось возмещать до 80% убытков, а во втором – уже до 90%. Сейчас, полагают в антимонопольной службе, нужно уравнять выигравших конкурсы в правах и назначить равные размеры субсидий из городского бюджета.
Напомним, по результатам первого конкурса один из перевозчиков "Корма-Раф" подал в УФАС жалобу на действия комитета по транспорту. 9 декабря ведомство вынесло постановление о нарушении комитетом закона о конкуренции при формировании конкурсной документации. При этом, как отмечали в комитете по транспорту, выявленные антимонопольщиками недочеты не отразились на итоговом решении по выбору организаций-победителей. В УФАС согласны: они не претендуют на отмену результатов первого конкурса.
Однако пока ничего не ясно со вторым конкурсом. На днях в УФАС поступила жалоба на допущенные якобы нарушения и при его проведении. Антимонопольная служба приступила к его рассмотрению.
Примечательно, что городские власти в декабре объявили о грядущем повышении стоимости проезда на общественном транспорте. С 1 января 2011 года билет на автобус будет стоить 21 рубль, против прежних 19-ти. Дополнительные средства пойдут на компенсацию инфляционной составляющей стоимости топлива, а также на реализацию проектов транспортной инфраструктуры.
Справка:
Первый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок в Петербурге, состоявшийся летом 2010 года, завершился неудачно. Из выставленных 138 лотов разыграть удалось только 39. Победителями стали 14 компаний, большинство из которых ранее не работали на городских маршрутах. Крупные перевозчики отказались участвовать в конкурсе, посчитав его условия невыгодными. После "фиаско" городские власти пересмотрели конкурсную документацию, сделав ее более приемлемой для частных компаний.
26 ноября в комитете по транспорту подвели итоги второго "раунда" транспортного конкурса. Победителями стали 5 компаний из 11-ти заявителей. Они и распределили между собой 43 лота, сформированные из 179 социальных и 227 коммерческих городских маршрутов. Теперь эти городские направления будет обслуживать автобусы ООО "Питеравто", ООО "ПТК", ОАО "Третий парк", ЗАО "Такси-2" и ООО "Вест-сервис".
Мария Могилевская, "Фонтанка.ру"