Министерство транспорта подготовило проект корректировки границ Большого порта Санкт-Петербург. Теперь в них, в частности, войдет акватория вокруг форта Константин в Кронштадте, где планируется открыть пункт пропуска для иностранных яхт. Однако принимать зарубежные парусники по-прежнему имеют право только три городских яхт-клуба.
Территории, которые включаются в границы Большого порта, невелики. Как уточнили в пресс-службе Министерства транспорта, «в границы морского порта Большой порт Санкт-Петербург будут включены участки акватории в районе форта Константин (о. Котлин) и участки акватории, примыкающей к территориям, намытым в дельте реки Невы в рамках строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове».
По словам заместителя капитана ФГУП «Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербург"» Юрия Орлова, границы Большого порта Санкт-Петербург были определены еще до завершения строительства терминала «Морской фасад», и поэтому сейчас необходимо точно провести ту линию, где заканчивается суша и начинается вода. Что же касается акватории вокруг форта Константин, то она попала в проект по другим причинам. В настоящее время маневры иностранных яхт у берегов Петербурга жестко ограничены. Все парусники по флагами иностранных государств обязаны пройти пограничный и таможенный контроль у одного из причалов Морского вокзала. По мнению специалистов, этот причал совершенно не приспособлен для приема современных маломерных судов. «Там такие условия, что если с залива подует ветер, то борт яхты может запросто поцарапаться о бетонную стенку», – говорит командор яхт-клуба «Балтиец» Владимир Климбек. Заменить неудобный причал должен специальный пункт пропуска у форта Константин в Кронштадте, который обещали открыть еще во время летней навигации, но, по различным причинам, так и не сделали этого.
По данным Юрия Орлова, открытие пункта пропуска на форте Константин было отложено из-за того, что Росграница долго готовила и согласовывала приказ о его организации. «Приказ должен выйти до конца текущего года. Я думаю, уже весной через Константин смогут пройти первые иностранные яхты», – отметил он. Менее оптимистична пресс-секретарь комитета по транспортно-транзитной политике Ксения Горлевая. «Официально никаких сроков я назвать не могу, площадка для пункта пропуска еще не готова», – отметила она.
В любом случае представители яхт-клубов уверены, что открытие пункта пропуска на Константине станет положительным событием. Директор яхт-клуба «Крестовский» Денис Денисов отмечает, что на этом КПП яхтсмены смогут сразу пройти и пограничный, и таможенный контроль, а затем сразу отправятся на стоянку в яхт-клуб. Важно также и то, что, как ожидается, условия стоянки на Константине будут современнее, нежели на Морском вокзале.
По мнению Ксении Горлевой, после открытия пункта пропуска на Константине в Петербург будет приходить больше иностранных яхт, в первую очередь – из стран Балтии и Скандинавии. «На Константине планируется открыть яхт-клуб, так что наши балтийские друзья смогут оставлять свои суда там, а затем добираться до города наземным транспортом», – отмечает она.
Однако большая часть специалистов уверена, что организации пункта пропуска не окажет существенного влияния на количество яхт, прибывающих в наш город под иностранным флагом. Дело в том, что, по российским законам, иностранные суда не имеют право заходить во внутренние воды нашей страны без специального разрешения, получить которое практические невозможно: оно выдается по распоряжению правительства РФ по согласованию с несколькими ведомствами. Не имея такого разрешения, иностранные парусники могут плавать только в границах Большого порта Санкт-Петербург, то есть в дельте Невы, у Васильевского и Крестовского островов и на других, ограниченных участках, главной достопримечательностью которых является стройный ряд портовых кранов.
Более того: они могут останавливаться только в трех яхт-клубах, находящихся на территории Большого порта, – Центральном речном яхт-клубе профсоюзов, яхт-клубе «Крестовский» и небольшом яхтенном порте, расположенном возле «Ленэкспо». Все остальные стоянки не имеют права принимать иностранные яхты – не потому, что они поленились добиться его, а потому, что не входят в границы Большого порта и юридически расположены во внутренних водах. «Яхтенная общественность выступает за то, чтобы изменить эти нормы, но пока все остается по-прежнему», – отмечает Ксения Горлевая.
Кстати, представители некоторых яхт-клубов ждали, что в проект расширения границ попадет и их территория. Об этом, например, ходатайствовал командор яхт-клуба «Балтиец» Владимир Климбек. «Я удивлен, что мы не попали в новые границы. Мы ведь ходили на заседание морской коллегии Петербурга, предоставляли документы, чтобы нас включили в них», – говорит он.
Но если бы в границы Большого порта включили бы все яхт-клубы разом, то, по мнению специалистов, и это мало бы изменило количество иностранных парусников, приходящих в Петербург. Ведь яхтсмены приезжают в другую страну не только для того, чтобы бросить якорь в порту и сойти на сушу, но и чтобы поплавать по внутренним водам. В этом отношении Петербург крайне привлекателен: как полагают эксперты, один только маршрут Финский залив – Нева – Ладожское озеро сразу вызовет интерес иностранных яхтсменов. «Самое главное – это разрешить иностранным судам проходить во внутренние воды России. Тогда нас будут посещать не 100 иностранных яхт, как сейчас, а тысячи», – отмечает Денис Денисов. Но внутренние вода пока наглухо закрыты.
Хватит ли мест в петербургских яхт-клубах, если вдруг увеличится поток иностранных яхтсменов? По оценке Дениса Денисова, сейчас в городе есть около 1000 мест для стоянки парусных судов. Такую же цифру называет и Роман Крыжный. При этом даже если право принимать иностранные яхты останется только у трех яхт-клубов (плюс пока не существующий яхт-клуб у форта Константин), то город сможет принять около 500 судов. Если, конечно, их не займут российские яхтсмены: например, в том же Центральном речном яхт-клубе из 330 мест в среднем пустуют только 50, остальные заняты отечественными парусниками. «В этом году у нас побывали около 70 иностранных парусников», – говорит директор клуба Николай Норнов.
При этом естественно, что каждая компания готова увеличить количество мест, если поток будет непрерывно расти. «У нас есть планы по расширению. Конечно, они крайне размытые, и мы приступим к их реализации только при благоприятной ситуации, при действительном увеличении количества туристов», – говорит Роман Крыжный.
Однако эти арифметические расчеты являются скорее теоретическими: специалисты уверены, что в ближайшее время внутренние водные пути не откроются. И дело не только в необходимости внести изменения в законодательство: сейчас еще не готова соответствующая инфраструктура, на реках и озерах нет стоянок пирсов. К тому же у иностранных яхтсменов сложился устойчивый образ Петербурга как закрытого города, попасть в который на паруснике очень сложно. «Мы столько лет отучали иностранцев от того, чтобы они приезжали к нам на яхтах. Пройдут годы, пока мы сможем развеять этот негативный образ», – отмечает Владимир Климбек.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"