Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Эрмитаж дорос до Главного штаба

Эрмитаж дорос до Главного штаба

1 084
Фото пользователя viky на fotki.yandex.ru

Музейный Петербург обогатился новыми выставочными площадями — в самом центре города торжественно открыли обновленное крыло Главного штаба. Новодел от исторического кирпича пытался отличить корреспондент «Фонтанки».

Новые помещения Эрмитажа в здании Главного штаба ни с чем не спутать и аналогов им, пожалуй, в Петербурге пока нет, когда внутри исторических стен размещено такое количество выставочных помещений. Впрочем, пока можно только предположить, как это будет. На момент открытия арт-объектов в обновленных стенах оказалось всего два. И те временные. Во время экскурсии в одном из залов гостей ожидали «ожившие» картины Анри Матисса «Музыка» и «Танец».

С первого шага за двери с вечерних морозных улиц Петербурга создается очень странное ощущение: огромные пространства, чувство «воздуха», но в то же время холодное сочетание благородного мрамора и утилитарного бетона. При этом внутри, несмотря на действительно впечатляющие объемы атриумов, - тепло. Система кондиционирования и поддержания оптимальной температуры — одно из основных требований музея к новым помещениям. Впрочем, стоит признать, тепловые пушки, спрятанные в дверях на этажах, тоже явно внесли свой вклад в ощущение комфорта. Входящие, люди преимущественно из архитектурной среды, в большинстве своем невольно вдыхали и говорили: "как просторно". Но то и дело среди приглашенных звучало напряженное «новодел?» и ответное - «что же...» (в значении, не без того).

Просторный гардероб и технический этаж в целом ни на минуту не дадут поверить, что все эти серо-бетонные стены с вкраплениями красного — музей. Холодный свет люминесцентных ламп и полное отсутствие привычных декоративных элементов, свойственных классическим музеям северной столицы, создает пространство, больше похожее на крытую парковку, переходы метрополитена. Но, с другой стороны, от этих стен веет современными европейскими музеями, которые не отвлекают зрителей от шедевров своей утилитарностью и незаметностью.

Собственно, именно таким музеем, судя по всему, и планирует стать Эрмитаж. По словам его директора Михаила Пиотровского, это единственный музей в Европе, развивающийся динамически, а не накапливающий свои фонды. Новая ступень — современные выставочные пространства, в том числе и такие, а также демонстрация коллекции прямо в хранилищах.

Нейтрально-серые стены внутри атриумов (по таким фотографы любят отстраивать баланс белого) тоже вряд ли отвлекут от будущих шедевров архитектуры и живописи. Они строги и детально повторяют фасады домов, составлявших Восточное крыло Главного штаба.

На входе в основные залы — огромная парадная лестница из итальянского мрамора. Из разговоры в кулуарах: итальянцы задержали поставку на две недели — строители сильно волновались, успеют ли к сроку. Несколько десятков ступеней ведут к огромным, 15-метровым дубовым дверям, толщиной с ладонь. На поверку оказалось, что, несмотря на всю массивность, створы можно открыть легким движением пальца. За ними — следующий «двор» - теперь атриум со световыми фонарями ставший неплохим концертным залом. Акустику «проверил» Василий Герелло, исполнивший в честь открытия музея несколько песен. По ощущениям корреспондента «Фонтанки» — было громковато, но зато создавалось очень реалистичное ощущение «stereo».

Еще неожиданная деталь - «мост над пропастью» - стеклянный пол, сквозь который отлично видно, что происходит на техническом этаже. Атриум весь целиком — серая штукатурка стен, строгая классическая окантовка окон, «прохладное» светлое дерево, нарочито грубый, будто необработанный, бетон и много стекла. Из него сделан не только пол в зале, но и на балконах переходов.

Внутри же внешних стен — классические музейные ажурные витые лестницы, лампы, восстановленные исторические печи-голландки. Все столь же минималистично.

Верхний этаж — апогей слияния классики и современности. На фоне педантичных белых стен весьма необычно смотрятся опять же бетонные стены световых фонарей, повторяющих формы и контуры пространства.

Выступающие официальные лица неоднократно напоминали о том, что эти помещения — нехарактерны для Петербурга. Творения Карла Росси повсеместно уже давно стали вместилищем искусства, культуры. Только Главный штаб миновал до последнего времени этой участи. Со сцены прозвучало сочувственное: «это здание натерпелось». В зале оказалось всего двое военных, которые к «бывшим хозяевам» - ЛенВО — имеют весьма опосредованное отношение (так как являются офицерами Военно-космической академии имени Можайского). Оба полковника (среди которых «Фонтанка» узнала начальника вуза Станислава Суворова) после этих слов согласно и, похоже, сокрушенно закачали головами.

Пока в эксплуатацию введена только первая очередь всего комплекса. В будущем все дворы-артиумы будут соединять одинаковые огромные дубовые двери, подобно анфиладе парадных залов Эрмитажа, стоящего прямо напротив. Кстати, именно из окон Главного штаба открывается лучший вид на Дворцовую площадь: намного выше уровня земли, что позволяет увидеть площадь компактно, да еще и с эрмитажным фоном. Особенное ощущение создается зимним вечером: на Дворцовой огромные снежные сугробы, совсем близко главная городская ель, которая в высоте пытается соревноваться с Александрийским столпом, сзади торжественно сияет Зимний.

Еще одна примечательная деталь. Среди современных материалов повсеместно сквозит то, что на профессиональном языке называется музеефикацией — следы исторического слоя, чтобы было видно, из чего и на основе чего сделано здание. В одном из переходов вдруг возле очередного окна на фоне гладкой белой штукатурки ярким пятном проявляется оставленная углом оригинальная красная кладка. В полу оставлены стеклянные панели, сквозь которые видны части старых конструкций и кладки. В выставочном зале архитектурная мастерская «Студия 44», занимавшаяся преобразованием пространства Штаба, оставила огромную чугунную стяжку, нависающую через весь зал. Руководитель мастерской Никита Явейн кому-то из гостей посетовал, мол, все авторы и инсталляторы будут наверняка требовать убрать ее.

Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»

Справка:

Реконструкция левого крыла Главного штаба началась в 2008 году. Проект, разработанный «Студией-44», которую возглавляет Никита Явейн, сразу сочли значимым архитектурным событием. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский с воодушевлением сообщил, что проект реставрации позволит создать современный музей, не нарушая требований, которые поставил перед Эрмитажем комитет по охране памятников.

Из 45 залов первой очереди 30 нуждались в комплексной реставрации. Самым сложным стала прокладка инженерных сетей. Кроме того, специалистами было уделено большое внимание сохранившимся элементам декора интерьеров. Росписям эпохи ампира был возвращен их первоначальный облик. В тех помещениях, где из-за многочисленных протечек, нередко случавшихся еще в прошлом веке, большая часть живописи была утрачена, художники-реставраторы по аналогии с сохранившимися фрагментами воссоздали ее с максимальной точностью. Отреставрировано 26 кафельных печей, в мастерских были отреставрированы подлинные двери и детали металлического декора.

В чердачном пространстве Главного штаба сохранился подлинный световой фонарь Росси, который после реставрации, как и два века назад, готов освещать два этажа новых экспозиций.

Реконструкция Главного штаба проходит в рамках проекта Фонда инвестиционных строительных проектов, средства на который выделили Международный банк реконструкции и развития и правительство РФ.

В план работ входит: ремонт и реставрация помещений восточного крыла, интерьеров и фасадов, заглубление дворов и подвалов ниже отметки существующих фундаментов на полметра, усиление фундаментов и стен. Завершение всего комплекса работ намечено на 2014 год.

Кира Обухова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях