Авто Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

12:02 11.12.2019

Еда недальних странствий: «Сапсан» vs TGV

В "Сапсане» утром можно съесть обильный «комплексный» завтрак, днем – не менее комплексный обед, вечером выбрать что-нибудь из «вторых» блюд. Получается недешево. Для сравнения: французский завтрак в ТЖВ (багет, масло, джем + сок и горячий напиток на выбор + «венская выпечка») потянет на 6,5 евро или около 280 рублей. На французский и на русский лады оценила еду в новом скоростном поезде «Фонтанка»

Еда недальних странствий: «Сапсан» vs TGV

lh5.ggpht.com

 В «Сапсане» утром можно съесть обильный «комплексный» завтрак, днем – не менее комплексный обед, вечером выбрать что-нибудь из «вторых» блюд. Получается недешево. Для сравнения: французский завтрак в ТЖВ (багет, масло, джем + сок и горячий напиток на выбор + «венская выпечка») потянет на 6,5 евро (или около 280 рублей). На французский и на русский лады оценила еду в новом скоростном поезде «Фонтанка"

Учитывая  особенности «сапсановского» расписания, когда первые поезда стартуют ранним утром, вторые – в обеденное время, а третьи попадают ровнехонько на время ужина, простои местному ресторану не грозят. Но получается недешево: «комплексность» стартует от 400 рублей (завтрак), но можно, в конце концов, ограничиться и чашкой кофе с бутербродом. Однако пассажиры «Сапсана», особенно командировочные, на еде экономят редко – большую часть путешественников в поезде составляют небедные чиновники. Для них лишние 500-700 рублей, потраченные на полноценный обед или ужин – не проблема. Другое дело – те, кто покупает билет за свой счет, выкладывая за него 2-3 тысячи (а то и больше), и кто вынужден считать общие расходы на поездку.

У нас и у них

Европа, где небольшие дистанции стали совсем маленькими благодаря большим скоростям, давно создала собственный стандарт жизни под стук колес (тем более, что и стука как такового в вагонах не слышно). В этом стандарте еда тоже занимает не последнее место – пусть даже время в пути редко превышает 3-4 часа, обычно же это час-полтора. И хотя, по непонятным причинам, выбор скоростного поезда для российских дорог был решен в пользу Германии (а не пионера скоростного движения в Европе - Франции), гастрономическую составляющую быстрых поездок на дальние расстояния лучше анализировать на примере французского TGV (от Train de grande vitesse – высокоскоростной поезд). Во-первых, расстояния между французской столицей и двумя-тремя городами-миллионниками сопоставимы с нашими, а во-вторых, французы к еде относятся куда более трепетно, чем кто бы то ни был.


Россиян, знакомых с ТЖВ, формат и цены в буфете «Сапсана» не удивляют. Если брать только цифры, то еда у нас будет стоить чуть дороже, а напитки (не считая вина) – чуть дешевле, чем у французов. Наш кофе стоит 70 рублей (+10 за сливки), французский – от 2,1 евро, кола в «Сапсане» - 80, в ТЖВ – аж от 3,2 евро за 0,33. Французский завтрак в ТЖВ (багет, масло, джем + сок «Тропикана» + горячий напиток на выбор (кофе – от «эспрессо» до капуччино, чай, шоколад, травяной чай) + «венская выпечка» - круассан, булочка с шоколадом или кекс) потянет на 6,5 евро (или около 280 рублей). Завтрак в «Сапсане» (много хлеба и мучных изделий, масло, джем, каша, кофе и зачем-то – нарезанный огурец) дороже – 400 рублей (или 9,5 евро). И в ТЖВ, и в «Сапсане» предлагают «обеденные меню» (закуска плюс основное блюдо), по сопоставимым ценам (около 10-15 евро). У французов гибкости чуть больше: здесь можно начать с 8,90 евро (закуска из овощей + сэндвич с ветчиной-сыром, с тунцом или с курой + напиток – вода, кола, сок, пиво или вино). Из-за высокой стоимости вина аналогичное меню в «Сапсане» будет дороже. Хотя можно ограничиться и «длинным» сэндвичем – вполне пристойным и сравнимым с французским, сдобрив его каким-нибудь безалкогольным напитком.

Лукавые цифры

И все же цифры – показатель не абсолютный. Высокая стоимость питания в «Сапсане» заставляет оценивать его по гамбургскому (а в нашем случае – по ресторанно-гастрономическому) счету. И соотношение «цена-качество» здесь явно не в нашу пользу. Начнем с интерьера. Барная стойка поперек вагона оставляет мало места для ожидающих своей очереди, и они вынуждены тесниться практически в дверях. Здесь же рядом пара-тройка сиротливых столиков – для тех, кто решил поесть стоя. О том, что есть и «сидячие» места, при большом скоплении народа догадываешься не сразу – для этого нужно пройти чуть дальше. Здесь частенько сидят проводники и милиция, что как-то отбивает желание засиживаться. У французов стойка вытянута вдоль вагона, цвета интерьера повеселее – и хотя кресел нет вовсе, высоких столиков и стульчиков куда больше. Платить в «Сапсане» можно только наличными. В ТЖВ принимают и кредитки – правда, от 5 евро. Теперь собственно о еде. Каша на завтрак, подаваемая в «Сапсане», выглядит твердым и скользким комком, не радуя ни видом, ни вкусом. Добавление в меню завтрака нарезанного огурца вообще трудно считать гастрономической удачей. Теплый французский круассан как-то аппетитнее. Салат «Цезарь» в «Сапсане» лучше есть с закрытыми глазами: на вкус он съедобен, а вот на вид… Мало того, что дешевая пластиковая упаковка мало сочетается с ценой в 280 рублей (6,5 евро), так еще и салатные листья внутри оказываются пожухлыми и подозрительно желтыми на срезах. Может, им стыдно? Французский сложный салат за 6 евро в ТЖВ выглядит куда бодрее. Пластиковый контейнер особенно раздражает на основных сапсановских блюдах, учитывая их цену и вполне приличный вкус (330 руб. за куриный рулет, 370 руб. за филе семги, более 400 рублей за мясные блюда). Французское меню «В ресторанном стиле» за 12,9 евро включает закуску и блюдо на выбор – овощную лазанью, говядину по-бургундски или ризотто с лососем и зелеными овощами, а также напитки на выбор – от воды и колы до пива и вина. Блюда подаются на симпатичных цветных «тарелках» и выглядят вполне по-ресторанному. Их можно заказать и вне меню за 8,8 евро.

Деньги любят счет

И все-таки сравнительный анализ «общепита на колесах» не вполне корректен. Любой специалист по ресторанному питанию скажет, что при составлении меню учитываются национальные традиции и обычаи, доступность тех или иных продуктов и ингредиентов. И с этой точки зрения ситуация в «Сапсане» - далеко не худшая по сравнению с другими российскими поездами и направлениями. Но есть вещи, с которыми трудно смириться. Например, ни на одном сайте РЖД (в отличие от сайтов французских железных дорог) вы не найдете ни одного ресторанного меню. Казалось бы, мелочь. Но, например, для иностранцев (а их в «Сапсане» немало), пропускающих в поезде один из приемов пищи, немаловажно знать, что именно и за какую цену они смогут съесть в пути. Кроме того, средняя цена билетов на «Сапсан» у нас выше: на французских железных дорогах всегда существуют интересные предложения на поездки вне сезона отпусков, специальные предложения повышения класса вагона за ту же цену, низкая цена при бронировании заранее и т.д. Иногда от Парижа до Марселя (775 км) или до Ниццы (930 км) можно доехать и за 15-20 евро! В РЖД таких подарков не делают. Возможно, именно поэтому среди пассажиров скоростных поездов во Франции множество студентов, а у нас в «Сапсане» - госчиновники и депутаты. Что же до сопоставимых цен в вагоне-ресторане, то для чистоты эксперимента в калькуляцию следовало бы включить процент, идущий на оплату ресторанного персонала. А заодно – сравнить и сами зарплаты. Только после этого, боюсь, вопросов станет еще больше.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:

Дмитрий Журкин, гендиректор сети винных бутиков Bon Vin и Vinissimo:

В Москву езжу часто, и обычно уезжаю утренним «Сапсаном». Но завтракаю в нем редко – дорого, да и завтрак странный. Недавно захотел порадовать себя кашей – так она оказалась практически твердой, этакий ужасный ком. За 400 рублей, помимо каши, получил какое-то нереальное количество хлебобулочных изделий, кофе, масло и джем. И зачем-то – огурец. Потраченных денег было откровенно жаль.

Дмитрий Губин, журналист, теле- и радиоведущий:

Питаться в Сапсане очень просто: еду надо брать с собой. Как человечество пережило палеозой и мезозой, я прожил разные эры в «Сапсане» - эру средней гадости треугольных сэндвичей, эру куда более ужасных, свернутых в трубочку, блинов с лососем, отчего-то тоже называющихся сэндвичами. Сейчас наилучшая эра – сэндвичи из половинок багета, но поскольку они стоят дороже, чем в Париже, а сам «Сапсан» зачастую вдвое-втрое дороже, чем ТЖВ, то я, дабы не приумножать скорбь, буду по-прежнему приносить свой сэндвич в «Сапсан» с собой. А деньги приберегу на отпускные поездки в ТЖВ.

Тамара Иванова-Исаева

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор