Зима — авральное время для дорожных служб. И не только потому, что надо бороться со снегом и льдом. С началом холодного сезона на улицах города то и дело можно увидеть, как кладут плитку или ремонтируют асфальтовое покрытие. Такие явно «летние» работы удивляют горожан. С тем же успехом, недоумевают многие, можно было бы обустраивать клумбы в сугробах. В тонкостях «мощения» городских улиц разбиралась «Фонтанка».
Переделка гарантируется
Тротуар на набережной канала Грибоедова недавно разобрали. В «развороченном» состоянии он будет пребывать до тех пор, пока его подготовят и вымостят новой плиткой. Тем временем снегопады в городе — почти каждый день, и на улице существенный «минус». Что, естественно, вызывает у горожан вполне понятное недоумение и резонный вопрос — почему сейчас?
Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе ГАТИ, заказчики проведения ремонта проезжей части или тротуара сами устанавливают рамки работ, как временные, так и технологические. Они могут их проводить хоть летом, хоть зимой. ГАТИ может их согласовать, но не имеет права поменять время работ или приостановить их только из-за того, что «уже стало холодно».
Жалобы жителей города на замеченные то там, то тут «несезонные» дорожные работы могут быть не вполне обоснованы. Так объяснили «Фонтанке» в пресс-службе комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. А на упоминание о запрете с 23-го ноября дорожных работ (подписан главой комитета по транспортной инфраструктуре Борисом Мурашовым) парировали: «Стоит иметь в виду, что запрет распространяется только на ремонтные работы с верхними слоями асфальта. Здесь действует ограничение на работы до 5 градусов ниже нуля. Но производить работу в канализационных колодцах, ремонтировать нижние слои асфальта, а также класть тротуарную плитку можно при температуре до -10 градусов».
Получается, что плитка, уложенная зимой, будет лежать не хуже, чем «смонтированная» летом, а панику жители города подняли зря. Однако специалисты утверждают обратное. Генеральный директор петербургской компании «4-ый бастион» Станислав Муляр так прокомментировал ситуацию:
- Зимой класть тротуарную плитку нельзя, это просто невозможно. Ведь под любую такую укладку сначала делают основание. Если туда попадет снег или лед, основание не протрамбуется, плитка не ляжет как надо, и тротуар будет неровный. Если ее все же положить, попавшие в основание снег и лед начнут по весне таять, и тротуар просто-напросто осядет. Чтобы выполнять такие работы зимой, основание надо равномерно прогреть, но это почти нереально. Это значит, что всю площадь работ надо поместить в «парник» и нагонять на все основание постоянную плюсовую температуру. Единственный выход — оставить такие работы на весну. Или делать готовое основание, пока было тепло.
Станислав Муляр также рассказал, во что может превратиться в городе такая «охлажденная» закладка плитки. Так, например, зимой 2005-2006 года мостили часть пешеходной зоны на Московском проспекте. Весной всю работу пришлось переделывать заново — ходить по такой дороге было просто невозможно. А еще на проспекте Луначарского срыты трамвайные пути и основание под них. Если мостить сейчас, то по весне все «поползет», утверждает Муляр как специалист. Также, по его словам, при планировании таких работ зимой, как правило, закладываются даже дополнительные средства - на случай, если по весне придется работать на том же месте снова.
При всех очевидных недостатках закладка плитки с ноября по март на тротуарах Петербурга все равно проводится. Единственное разумное объяснение, хоть как-то оправдывающее заведомо бесполезную деятельность — это финансы. По словам Муляра, основные суммы денежных средств на работы выделяются в конце квартала и ближе к концу года. И производителям этих работ нужно просто успеть освоить все выделенные средства.
Директор по развитию одного из проектов ОАО «Ленстройдеталь» Юрий Костиков пояснил «Фонтанке», что в холодную и снежную погоду очень сложно качественно заполнить швы между фигурными деталями. Более того, сама плитка обязательно должна быть сухой. «Все равно, как показывает практика, подобные работы идут в ущерб качеству, - сообщил Костиков, - и весной эти тротуары нужно обязательно осматривать и ремонтировать».
Таким образом, за зиму производители работ по мощению обеспечивают себя дополнительной работой на весь теплый сезон.
Что касается тротуара на канале Грибоедова, то отвечающее за эти работы ЗАО ПО «Возрождение» спешит успокоить читателей «Фонтанки». В компании утверждают, что специальные технологии позволяют мостить тротуары практически при любой погоде.
- Главное - строгое соблюдение технологического процесса и культура производства работ, - сообщила нам начальник по связям с общественностью ЗАО ПО «Возрождение» Анна Медведева. - В настоящее время мы реализуем благотворительный проект, который включает в себя мощение различными сортами гранита нескольких центральных улиц города. В рамках проекта новое покрытие уже получили проспект Чернышевского, Владимирский и Литейный проспекты, Фурштатская улица. В настоящее время мы ведем работы на улице Белинского, набережной канала Грибоедова и на Конюшенной улице.
По словам Медведевой, укладчики имеют в своем арсенале специальные нанотехнологичные присадки, позволяющие верхнему слою набирать прочность в рекордные сроки независимо от погодных условий. А очистку от снега и грунта они проводят регулярно, поэтому удается избежать видимых провалов готового тротуара в дальнейшем. Несмотря на то, что технологические
карты компании позволяют укладывать монтажный слой даже при температуре ниже -15, в «Возрождении» все же признают, что проведение таких работ не рекомендовано. А если уж приходится это делать, они устанавливают над местом проведения работ палатку и прогревают зону тепловыми пушками.
Снег асфальту не помеха?
Не раз читатели «Фонтанки» становились свидетелями и того, как рабочие кладут асфальт в снег и в лед: на набережной Адмирала Макарова, на улице Маршала Казакова, на улице Фаянсовой ,на набережной реки Карповки.
Если обратиться к нормативам, регулирующим проведение дорожно-ремонтных работ (СниП «Автомобильные дороги» 3.06.03-85), то наши читатели могли видеть явные нарушения. Так, по документу, начинать укладывать слои дорожного покрытия (дорожной одежды) разрешается только по подготовленной земляной поверхности. И начать этот этап желательно до того, как за окном закрепятся отрицательные температуры (пункт 1.9). Более того, перед началом работ это земляное полотно должно быть обязательно полностью очищено от снега и льда. То же относится и к нижнему слою асфальта. Отдельно в правилах выделено, что в снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются вообще (п. 1.10). Если в покрытии применяют вяжущие материалы (затвердевающие впоследствии, они входят в состав асфальтовых смесей), то нижний слой должен быть сухим и очищенным, а главное — не промерзшим. Даже хранение таких вяжущих материалов требует наличия постоянного подогрева. Стоит ли говорить, каким может получиться качество «замороженной» дороги.
Анна Шевнина,
Фонтанка.ру