Петербург и Гданьск намерены восстановить былую дружбу. Самой перспективной областью будущего взаимного сотрудничества вполне предсказуемо объявлен туризм. Предварительная договоренность была достигнута месяц назад — во время визита в Петербург 350 польских операторов по туризму. Правда, для того чтобы развивать это направление, необходимо, как минимум, хотя бы восстановить транспортное сообщение между городами. Во время Дней Петербурга в Гданьске прозвучало обещание исправить эту ситуацию.
В Петербург можно попасть только через Финляндию
В Гданьске в первую очередь заинтересованы в развитии выездного туризма. «К вашему городу у нас проявляют огромный интерес, маршруты в Петербург будут востребованы», - пояснил корреспонденту «Фонтанки» руководитель Поморского отделения в Гданьске Польской палаты по туризму Ремегиуш Дрозд. Прогнозов величины будущего потока туристов нет, но, как вспомнили польские операторы, в советские времена в течение года по программам обмена между городами-побратимами в Петербург выезжало около двухсот тысяч жителей.
По мнению поляков, работать с Петербургом будет очень легко. «В вашей системе «Интуриста» готовили прекрасных гидов-переводчиков, и когда я приезжал недавно в вашу страну, я убедился — все они работают до сих пор», - восхищался господин Дрозд. «У нас, к сожалению, положение не такое хорошее, но мы тоже будем готовить экскурсоводов», - пообещал он.
Правда, в ближайшее время едва ли можно ожидать нашествия туристов из Гданьска - прямого сообщения между городами нет. «По-видимому, мы будем прокладывать маршрут через Хельсинки — либо самолетом, либо на пароме, который ходит от Гдыни, - предположил Дрозд. - Правда, в этом случае мы столкнемся с другой проблемой — очередями на российско-финской границе».
«Когда я приезжал к вам месяц назад, мы ехали в автобусе, это была делегация, приезжающая в Петербург по приглашению Смольного, но пограничники — на вашей стороне! - продержали нас около трех часов! - недоумевает глава туристской отрасли Гданьска. - А что будет, когда поедут рядовые группы?! Такого испытания не выдержит ни один турист!» «Можно, конечно, и из Хельсинки добираться в Петербург самолетом, но, во-первых, тур получится дороже, а, во-вторых, два авиарейса подряд — для группы будет слишком тяжело», - рассуждает он.
По мнению коммерческого директора Гданьского порта Кшиштофа Анжелевича, идеальным было бы открытие паромной линии Петербург-Гданьск. «Я был бы очень рад такому развитию событий», - пояснил он. Однако, с точки зрения профессионалов в области туризма, паромы хороши только как дополнительное средство сообщения. «Морской путь — это и дорого, и долго, - объясняет Дрозд. - Они рассчитаны только на узкую группу, а для массового туризма нужны самолеты».
Информация о том, что правительство Санкт-Петербурга планирует восстановить действовавший в советские времена авиарейс, на конференции прозвучала. В перспективе, как сообщили представители петербургской стороны, Пулково будет принимать 5-7 самолетов из Гданьска в неделю. Однако пока окончательное решение еще не принято, хотя источники в Смольном заверяют, что вопрос будет «рассмотрен в самое ближайшее время».
Правда, существует и еще одна проблема — визовый режим. «Если бы ваша страна ввела наконец у себя правило, по которому туристы могут находиться в стране без визы на протяжении 72 часов, это решило бы многие проблемы», - считает Дрозд. «К сожалению, российское правительство никак не может решиться на такой шаг», - сокрушается он. Впрочем, в Гданьске надеются, что ситуация сдвинется с мертвой точки после визита в Польшу президента РФ Дмитрия Медведева, который намечен на декабрь.
Гданьск — в Европу по буеракам
Сейчас в Гданьск можно добраться несколькими способами. Самый цивилизованный — паром, курсирующий по маршруту Хельсинки-Гдыня, дальше на электричке. Стоимость проезда на пароме — 289 злотых (около 3 тысяч рублей), в пути находится около 20 часов, но вот совершает он только три рейса в неделю. Есть еще один способ — доехать до Варшавы, а дальше пересесть на автобус (семь с половиной часов) или электричку (шесть с половиной часов). Тем, кто соберется добираться самолетом, придется провести в аэропорту Варшавы не меньше четырех часов — рейсы Петербург-Варшава и Варшава-Гданьск не состыкованы.
Но этот город достоин того, чтобы потратить на дорогу и время, и нервы, и физические усилия. Разрушенный в годы Второй мировой войны на 90%, Гданьск сейчас восстановлен практически полностью, причем исключительно силами местных жителей. «После войны было решено, что город оставят в развалинах как памятник варварству, а сам Гданьск просто построят заново, современный, - рассказал Анджей Молтович, представитель портала Gazeta.pl, любезно согласившийся провести для петербургской делегации экскурсию по городу. - Однако жители воспротивились. К счастью, в городе были искусствоведы, профессора истории, археологи, они провели изыскания, подняли все архивные данные, и город начали отстраивать в точном соответствии с сохранившимися изображениями». «Причем, если на восстановление Варшавы собирали средства со всей Польши, то Гданьск поднимали за деньги самих горожан», - добавляет он.
Точное следование историческим аналогам — своего рода «пунктик» реставраторов Гданьска. «У нас очень много образцов архитектуры Ренессанса, - поясняет Молтович. - А это было время, когда жители всячески старались украшать свои дома. Достоверно известно, что многие фасады были позолочены, но пока не удалось обнаружить изображения этих зданий, поэтому позолота не накладывается, чтобы не исказить облик». Сейчас в историческом центре города на улицах убирают асфальтовое покрытие — во-первых, верхние слои асфальта размягчаются и «летом плохо пахнут», а, во-вторых, «брусчатка больше гармонирует с обликом европейских городов».
В Гданьске полностью сохраняется историческое межевание, границы земельных участков изменять запрещено. Запрещена и продажа земли в исторической части города — как максимум ее могут предоставить в аренду на 99 лет. Все проекты реконструкции и нового строительства обязательно должны получить визу Наблюдательного совета — аналога нашего КГИОП. Однако, как объясняют поляки, в Гданьске члены Совета — не чиновники, а профессионалы — архитекторы, искусствоведы, археологи, историки. Должность эта не финансовая, а почетная — члены Совета получают символические деньги, и для них страшно потерять не свою должность, отказав в согласовании какому-нибудь инвестору, а свое профессиональное имя. Поэтому, как заверяют в городском правительстве, получить разрешение очень трудно.
Тем не менее, город строится - в нем создаются и новые складские площади, и гостиницы, и бизнес-центры, и жилье. И «музейные обязательства», как выясняется, ничуть не мешают развитию - например, в городской ратуше (действующей!), восстановленной буквально из обломков кирпичей, воссозданы все интерьеры, вплоть до тончайшей деревянной резьбы в залах и деревянных винтовых лестниц. Сохранены интерьеры и в здании железнодорожного вокзала, и в здании почтамта — современная технологическая «начинка» встроена в них таким образом, чтобы не разрушать исторический облик.
О достопримечательностях Гданьска можно рассказывать бесконечно — только прогулка по главной улице займет не меньше трех часов. С этим городом связаны имена Петра Первого, Фаренгейта, Гюнтера Грасса, Гевелиуса и Коперника, множества видных польских родов. Именно отсюда Петр I вывез в Петербург архитектора Андреаса Шлютера, разработчика художественной отделки Летнего дворца, проектов создания дворцово-паркового ансамбля Петергофа, Кикиных палат и автора знаменитой Янтарной комнаты — в Гданьске до сих пор сохраняется здание мастерской, где был изготовлен первый ее вариант.
Сюда можно приехать для того, чтобы прогуляться по узким улочкам, побывать в музее археологии — он сделан интерактивным: для детей в нем насыпана огромная песочница, в которой дети могут сделать археологические находки — потом эти артефакты определят, зафиксируют и подарят ребенку на память. Можно побывать в знаменитом Мариинском костеле с его уникальной акустикой — эхо в нем держится около десяти секунд, увидеть резные алтари тринадцатого и четырнадцатого века.
В Мариинском костеле хранятся самые большие в мире деревянные часы — действующие — и, наверное, единственное в мире распятие, на котором Христос изображен еще живым. По выдержанной в духе Ренессанса легенде, скульптор использовал в качестве натурщика молодого человека, в которого была влюблена его дочь — глава семейства не одобрял этот выбор.
А еще в этот город необходимо приехать хотя бы для того, чтобы научиться уважать собственную историю. «Вон видите тот строительный кран? - показал Молтович на обнесенный забором дом на окраине исторического центра. - Фасад был сделан в пятидесятые годы, когда денег было мало, и он очень скромный и не вполне соответствует историческому. Сейчас положение стало полегче, появились средства, поэтому дом теперь перестраивают — заменяют фасад на стилистически достоверный».
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"