Одно из самых первых рейдерских уголовных дел, связанных с захватом имущества на Невском проспекте, получило на днях неожиданное продолжение. Куйбышевский районный суд арестовал адвоката Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Сергея Васильева по обвинению в соучастии в захвате помещений и денег ООО «Магазин «Ткани» в 2004 году. По версии следствия, рейдеры завербовали Васильева, чтобы тот помог им получить имущество общей стоимостью около 100 миллионов рублей.
Сам Васильев утверждает, что стал жертвой оговора, инициированного «суперрейдером» Бадри Шенгелией.
Гений коварства
Постановление о привлечении 53-летнего адвоката Сергея Васильева к уголовной ответственности за мошенничество, совершённое в составе организованной группы в особо крупном размере, подписано лично руководителем Следственного управления СК РФ по Петербургу Андреем Лавренко. Из фабулы обвинения видно, что главный петербургский следователь считает адвоката Васильева антигероем по-голливудски закрученного детектива, роль адвоката в котором — воплощение коварства и двурушничества.
Уголовное дело по факту хищения помещений известного петербургского магазина «Ткани», располагавшегося на Невском, 32, было возбуждено в апреле 2005 года, но потом заглохло. Во всяком случае, о достижениях правоохранительных органов в расследовании этого дела не сообщалось, а на месте «Тканей» на Невском проспекте появился магазин «Арбат Престиж». Теперь же выясняется, что, по версии следствия, столь бесславная судьба этого рейдерского дела — отчасти результат хитроумной комбинации, якобы провёрнутой Сергеем Васильевым.
То уголовное дело было возбуждено по заявлению генерального директора и основного акционера ООО «Магазин «Ткани» Бориса Бардина, утверждавшего, что преступники сфальсифицировали документы, в результате чего ООО несколько раз поменяло своих хозяев и в конце концов лишилось имущества. Следствие зашло в тупик, потому как появились основания сомневаться в искренности самого Бардина — могло сложиться впечатление, будто он сам сначала участвовал в рейдерском захвате предприятия, а потом, по каким-то причинам, решил натравить на своих подельников правоохранительные органы.
Теперь следствие утверждает: схема захвата заведения была столь хитроумной, что включала в себя весьма успешную попытку манипулирования позицией следователя Боровкова (сейчас — судья Смольнинского районного суда), в производстве которого находилось тогда данное уголовное дело. И самую тонкую роль в этом плане глава СУ СК РФ по Петербургу Андрей Лавренко отводит именно адвокату Васильеву.
Полмиллиона долларов за предательство
Следствие полагает, что сначала захват помещений на Невском, 32, не предполагал участия адвоката. По версии следствия, преступники разработали не лишённый детективной изысканности план.
Якобы некто Дараселия вместе с группой единомышленников сначала отправил к генеральному директору «Тканей» Борису Бардину девушку, которая под видом торгового агента убедила директора подписать документы о поставках в магазин новых тканей. При этом девушка, как полагают следователи, проявила удивительную ловкость рук, в результате чего подписи Бардина оказались не на коммерческих документах, а на подложенных под них чистых листах бумаги.
Преступники, по версии следствия, этим воспользовались: оказалось, что Бардин якобы подписал документы, в соответствии с которыми доли ООО «Магазин «Ткани» оказались у ООО «Нева-Норд», учрежденного тем же Борисом Бардиным. В дальнейшем доли «Тканей», а потом и имущество были несколько раз перепроданы. Узнавший об этом Бардин обратился в правоохранительные органы. Было возбуждено уголовное дело, в рамках которого Федеральной регистрационной службе запретили осуществлять государственную регистрацию любых сделок с имуществом «Тканей».
Это случилось как раз в тот момент, когда доли ООО «Магазин «Ткани» уже принадлежали ООО «Генстрой СПб», а помещения компании должны были стать собственностью ещё одного юридического лица. Регистрация нового собственника не удалась, после чего, по версии следствия, Дараселия решил обратиться к адвокату Сергею Васильеву, представлявшему интересы Бардина в этой запутанной истории.
По мнению следователей, Васильев согласился сотрудничать с Дараселией и его компаньонами за полмиллиона долларов. Следствие считает, что, продолжая играть роль защитника интересов Бардина, адвокат обзавёлся новой порцией чистых листов бумаги с автографами Бардина. При этом, на одном из листов рукою Бардина было, якобы, написано: «Бардин Борис Михайлович 265 000». Из этого листа, как видится сотрудникам СК, Васильев изготовил расписку, согласно которой Бардин взял в долг у некоего господина Аветисяна, директора и учредителя одной из участвовавших в перепродаже долей ООО «Магазин «Ткани» компаний, 265 000 долларов. Вместе с другими документами, которые, как полагает следствие, также сфальсифицировал Васильев, эта расписка оказалась у Аветисяна.
Следствие видит преступную роль Васильева в том числе в том, что тот якобы информировал участников коллектива Дараселии о действиях следователя, в производстве у которого находилось данное дело. В частности, по мнению органов, Сергей Васильев заранее предупредил рейдеров о предстоящем обыске в квартире Аветисяна. В результате, на этом обыске были обнаружены и изъяты те самые фальшивые документы, которые якобы изготовил Васильев. Что убедило следствие в лукавстве самого Бардина.
Ситуация процессуально перевернулась. Выходило, что Бардин одолжил крупную сумму денег у Аветисяна, в качестве гарантии возврата которой переписал на Аветисяна и его компанию доли ООО «Магазин «Ткани», на тот момент уже принадлежавшие ООО «Нева-Норд», учреждённому, напомним, стараниями злоумышленников, самим Бардиным. При таком раскладе следователь по просьбе Аветисяна снял запрет на государственную регистрацию сделок с имуществом «Тканей», чем преступники умело воспользовались.
Нашли крайнего?
Адвокат Сергей Васильев уже несколько дней пребывает в следственном изоляторе, в связи с чем получить его комментарий представляется затруднительным. Между тем, от представляющей его интересы адвоката Надежды Жирновой нам стала известна позиция арестованного по выдвинутым обвинениям.
Васильев, насколько нам известно, утверждает, что всё, описанное про него в постановлении о предъявлении ему обвинения — вымысел. По его мнению, обвинение в мошенничестве — дело рук Бадри Шенгелия, имя которого связывают с рядом рейдерских дел в Петербурге. Якобы он обратился к адвокату с просьбой о содействии в получении имущества «Тканей», но получил отказ. Со слов Васильева, Шенгелия угрожал ему организацией уголовного преследования.
Адвокат Васильев также утверждает, что Шенгелия имеет прямое отношение к атаке на «Ткани» и связывает свои неприятности с предпринятой им попыткой реанимировать уголовное дело по факту захвата «Тканей» и «внести» в списки его фигурантов Бадри Шенгелию.
Кстати, журналисты, описывавшие рейдерские истории Невского проспекта, в своё время также связывали проблему «Тканей» именно с Бадри Шенгелией. Впрочем, процессуально его участие в этих непростых событиях не прослеживается.
Насколько известно, Бадри Шенгелия, отбывший наказание по обвинению в мошенничестве, активно сотрудничает с правоохранительными органами в рамках множества уголовных дел, благодаря чему эти самые правоохранительные органы с поразительной успешностью рапортуют о раскрытии многочисленных резонансных преступлений. Но мы не знаем, на каких условиях господин Шенгелия идёт на такое результативное сотрудничество.
Константин Шмелёв, "Фонтанка.ру"