В Михайловском театре прошел смотр-конкурс хореографических училищ под названием «Гран-при». Это вроде бы обычное мероприятие не совсем стандартно. Его идея не родилась внутри самой балетной образовательной системы, но и не была, что называется, спущена сверху. Это – инициатива свободных меценатов и в первую очередь генерального директора Михайловского Владимира Кехмана.
В основе «Гран-при» лежит идея поддержки уникального российского хореографического образования. Что вправду важно: балетные школы – наш золотой фонд, они, между прочим, теперь поставляют первоклассных артистов во все страны мира.
Организаторы «Гран-при» подчеркивают, что это не конкурс в привычном смысле слова, но именно конкурс-смотр. Он и устроен по-другому: здесь нет обязательной программы, здесь вообще нет никаких рамок, школа вольна представить то, что она хочет, то, что она считает у себя лучшим. Потому что цель этого смотра-конкурса – не отбор, а поощрение. И еще – привлечение общественного внимания к нуждам балетных школ. По условиям «Гран-при» школы-участницы получают от спонсоров гранты, а лауреаты – весомые денежные премии, что тоже особо подчеркивает руководство конкурса.
Обставлен конкурс весомо: в состав оргкомитета под председательством генерального директора Михайловского театра Владимира Кехмана входят вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова, управляющий партнер международной юридической компании DLA Piper Ольга Литвинова и, что любопытно, японский меценат Тошихико Такахаши. А перед церемонией награждения лауреатов 20 ноября были зачитаны приветственные телеграммы Путина и Матвиенко.
С другой стороны, цель этого мероприятия – вывод подростков-участников из внутришкольного во взрослый художественный мир. Не случайно в художественном совете нет никого от школ, а есть известные критики и руководители театров. Педагогом является только председатель худсовета Никита Долгушин, но он педагог не в школе, а в театре.
Еще одна идея «Гран-при» – идея преемственности, причем не столько на уровне «педагог – ученик», сколько на уровне «ученик – артист». Каждый из вечеров «Гран-при» совмещает конкурсную «детскую» и замечательную «взрослую» программу. В этом году в рамках «Гран-при» выступали гастролеры из Москвы, Парижа, Рима и Милана и были показаны произведений таких титанов современной хореографии, как Иржи Килиан, Начо Дуато и Ролан Пети, а также талантливого и серьезного молодого хореографа Славы Самодурова.
А еще Никита Долгушин, выступая перед началом смотра, рассказал, как в пятидесятые годы, в юности, участвовал в похожем смотре в Москве и как те, что там перезнакомились, сохранили дружбу на всю жизнь. И это тоже важно: в непростом внутрибалетном мире дружба на всю жизнь – вещь особо ценная.
В смотре-конкурсе участвовали три школы: петербургская Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, Новосибирский государственный хореографический колледж и Пермское хореографическое училище (ныне тоже колледж). Не могу не присоединиться к Владимиру Кехману, который, поморщившись, сказал со сцены, что не может произносить всерьез слово «колледж»: «Уж или академия, или школа». Лауреатами стали петербурженка Ксения Жиганшина (гран-при), пермяки Никита Четвериков и Дмитрий Бяков (золотая и бронзовая медали) и Мария Репетиева из Новосибирска (серебряная медаль). Были также вручены дипломы за партнерство, за мастерство поддержки и за хореографию.
Финалистов «Гран-при» было немного: понятно, что их выступления, по замыслу устроителей смотра, должны были уместиться в одно отделение трехчастного спектакля, и что главный отсев проходил до начала конкурса в стенах училищ, и что очень многие остались вне поля зрения жюри и картина состояния училищ не могла быть полной.
Однако всё равно возникают некоторые вопросы. Первый: почему в конкурсе не участвовали москвичи? Ну не принимать же на веру официальную версию, что потенциальные участники в последний момент заболели. Второй: если речь об образовании, то почему не было сказано о работе педагогов и ни одно педагогическое имя не было упомянуто? Самостоятельными и самодостаточными молодые артисты не выглядели, хотя были и старательные, и обученные, и храбрые ребята. Скажем так: на общем фоне выделялись прежде всего утонченная Ольга Смирнова и пластически точная Ксения Шапран, но обе они – лауреатки прошлого года (кстати, самые юные), а сейчас лишь участвовали в показательном концерте, а не в самом конкурсе. А из студентов-хореографов отметим лишь Дмитрия Пимонова, который представил на конкурс красивый и внятный номер «Ария» на музыку Баха.
Между тем, главная задача смотра-конкурса, конечно, выполнена: школы-участницы получили ощутимую денежную поддержку, внимание к хореографическим училищам привлечено – школьные выступления посмотрела «взрослая» публика, пришедшая на Килиана и Дуато, речь о которых – в следующей статье.
Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Михайловского театра
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»