В Петербурге продолжается инновационный «антисосулечный конкурс». В комитете экономического развития города приняли уже более 40 заявок от компаний и индивидуальных изобретателей. Два миллиона выделено на поощрение победителей. А старый кровельщик Николай Кузьмин без всяких конкурсов знает секрет, как совладать с сосульками и сохранить крыши сухими и целыми всю зиму. Своим опытом он поделился с «МК» в Питере» (номер выйдет 24 ноября) совершенно бесплатно.
Главное – заткнуть водосточную трубу
Николай Кузьмин - кровельщик-жестянщик с 25-летним стажем. Четверть века он проработал на питерских крышах. 11 лет были отданы кровле Дома радио и телецентра на Чапыгина. И именно там Кузьмин придумал свой фирменный способ спасения крыш и голов прохожих от ледяных напастей.
- Первые два года я тоже мучился. Чтобы сбить лед и сосульки с крыши, приходилось использовать лом. А потом все лето чинить пробитое железо, - вспоминает Николай Кузьмин.
Но повнимательнее понаблюдав за вверенными кровлями, он понял, что источник всех бед – вечно забивающиеся воронки водосточных труб. Подтаивая на крыше, снег превращается в воду и стекает к трубам. Но в узких металлических горловинах он неизбежно замерзает. Водостоки постепенно забиваются толстым льдом. Вода начинает подниматься кверху и, просачиваясь между листами кровельного железа, проникает сначала на чердак, а потом и в квартиры жильцов или капает на головы журналистов, как это было в случае с Домом радио и телецентром.
- И я придумал изолировать воронки труб от крыши на зимнее время, - раскрывает свой метод Кузьмин.
Для этого кровельщик брал самый простой лист железа и просто закрывал им воронку. Если же из-за конструктивных особенностей это было невозможно сделать, то Николай Николаевич ее просто демонтировал и уносил к себе в подсобку до весны. Благо снять эту часть трубы не проблема, она обычно крепится к дому всего двумя проволочками, которые с легкостью распутываются.
- И все – больше проблем с сосульками у меня никогда не было, и крыши всегда были сухими, даже в самые снежные зимы 1985-1987 годов, а они были сопоставимы с прошлогодней, - говорит кровельщик.
Когда не было воронки, талая вода просто стекала по желобам и беспрепятственно капала с крыши на землю, не скапливаясь в трубе, и ледяные заторы не образовывались.
Краска спасет от протекания
- Конечно, совсем от сосулек это не избавляло, но они были маленькие и хиленькие по сравнению с теми, что я видел прошлой зимой, - заверяет Кузьмин.
Но чтобы и эти небольшие сосульки никого не поранили, свалившись на голову, Николай Кузьмин раз в неделю с местной дворничихой выходил на зачистку. Рано утром очищали крышу. И на весь Дом радио уходило всего полчаса.
- Чтобы не повредить кровлю, я придумал специальный инструмент. Взял обычную трубу диаметром около 50 миллиметров, и один ее конец загнул крючком. Этим крюком и сбивал мелкие сосульки на карнизе, а противоположным концом разбивал лед в желобах. Труба – это же не острый лом, ей крышу не пробить, - объясняет Николай Кузьмин.
В идею с холодными чердаками Кузьмин не очень верит. И никогда ее не использовал. По его наблюдениям, даже если как следует теплоизолировать перекрытия и трубы отопления, все равно чердак будет нагреваться – из-за солнца.
- Зимой в погожие дни крыши греются, и на чердаке создается парниковый эффект. Поэтому я никогда не боролся за низкие температуры под крышей, а просто регулярно уничтожал сосульки.
Прошлой зимой он с ужасом смотрел на толпы гастарбайтеров на петербургских кровлях. По мнению Кузьмина, за то, что их запустили на крыши, начальников коммунальных служб нужно как минимум увольнять.
- И последнее, что нужно для сухой крыши, – промазать масляной краской место соединения первых двух листов кровельного железа, тех, что ближе к козырьку, - советует кровельщик. – Тогда, даже если ты проспишь, не уберешь вовремя лед из желобов, и вода начнет подниматься выше, она не проникнет на чердак.
Итого: для эффективной борьбы с сосульками и протечками нужны масляная краска при перекрытии крыши, кусок трубы длиной метра полтора, кусок железа, чтобы закрыть воронку водостока, и… вменяемый кровельщик.
Елена Михина