Музей истории религии не получит нового директора, пока не закончатся все следственные действия, и суд не примет решения о вине или невиновности Бориса Аракчеева. Таков вердикт Министерства культуры, назначившего в музей временно исполняющего обязанности главы культурного учреждения — заместителя Аракчеева Екатерину Терюкову. Что же касается обсуждаемой идеи об объединении «проштрафившегося» музея с Этнографическим, то этого объединения, скорее всего, не будет.
Министерство культуры не готово в ближайшее время назначить нового директора Музея истории религии. Отметим, что Борис Аракчеев, на протяжении нескольких лет возглавляющий культурное учреждение, постановлением Октябрьского районного суда в настоящее время отстранен от занимаемой должности. Его обвиняют в растратах в особо крупном размере.
Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в отделе музеев департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры, пока ведется следствие - никаких решений по поводу окончательного увольнения Бориса Аракчеева и назначения нового директора принято не будет. Кроме того, по словам специалистов министерства, директор Музея истории религии уже подал апелляционную жалобу на постановление об устранении от занимаемой должности. Если суд ее удовлетворит, глава учреждения может и вернуться к своей работе. «Речь идет о жизни человека, его чести и достоинстве, о музее. Мы должны разобраться в том, насколько обоснованны претензии к нему», - отметили в министерстве.
Не решен пока вопрос и об еще одном кардинальном изменении, о котором после скандала заговорили в Москве и в Петербурге, — слиянии Музея истории религии и Этнографического. В министерстве отметили, что пока есть ощущение, что «у реорганизации больше минусов, чем плюсов». «Вопрос о слиянии все ещё рассматривается, окончательное решение в любом случае будет принимать министр Александр Авдеев по согласованию со всеми заинтересованными сторонами», - добавили в ведомстве.
Пока в министерстве решают вопрос о том, каким образом Музей истории религии будет жить дальше, в культурном учреждении обострились внутренние противоречия. 18 ноября некоторые СМИ сообщили, что в ведомство Александра Авдеева поступило очередное письмо от подчиненных Бориса Аракчеева. Якобы они крайне недовольны не только политикой своего руководителя в отношении коллектива, но и тем, как организованы экспозиции. Мол, музейное религиоведение уничтожают, а религиозные чувства верующих посетителей походя оскорбляют.
Нынешняя и.о. директора (заместитель Бориса Аракчеева по научной работе) Екатерина Терюкова заявила «Фонтанке», что в музее возмущены таким письмом. «Кроме улыбки и смеха подобные кляузы ничего не вызывают. В коллективе постоянно проходят собрания, почему-то на них никто не встает и не заявляет о претензиях», - заявила она.
По словам Екатерины Терюковой, в костяк музейных жалобщиков входит около 5 человек из 200 сотрудников. Однако, она не исключает, что подписей под письмом больше - «эти люди проводят свою работу, в том числе и с молодыми сотрудниками, которые еще не определились с жизненной позицией». Что касается имени желаемого кляузниками нового директора, то и.о. главы музея сообщила, что Александр Бухарев (руководитель центра петербургских искусств «АВИТ»), которого называют авторы письма, на протяжении некоторого времени вхож в Музей истории религии, совместно с ним неоднократно организовывались выставки. «Нам бы хотелось, чтобы Музей истории религии был не только музейным, но и исследовательским центром. Чтобы его директор имел не только опыт работы в музейном деле, но и в науке», - рассказала Екатерина Терюкова.
Что касается обвинений в массовом уходе опытных сотрудников (якобы под давлением руководства из музея уволились около 100 научных сотрудников), то заместитель Аракчеева эту информацию опровергает. По её словам, из ученых на самом деле уволились 2 человека, остальные — водопроводчики, смотрители и лаборанты. Словом, люди, занимающие априори не самые лучшие должности, которые, как правило, не располагают к длительной работе на одном месте. Так это или нет, сказать сложно, отметим лишь, что разговоры о «гонениях» на ученых и проблемах в коллективе приходят из Музея истории религии с момента назначения туда Бориса Аракчеева.
Напомним, что уголовное дело по статье 160, часть 4 (присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере) УК РФ возбуждено по факту совершения руководством ФГУП «Государственный музей истории религии» (ФГУК «ГМИР») совместно с сотрудниками ЗАО «СКК Петербург» хищения в форме присвоения и растраты средств федерального бюджета в особо крупном размере при выполнении работ по строительству и реконструкции систем вентиляции комплекса зданий музея. К уголовной ответственности в настоящее время привлечены директор музея, заместитель директора по финансово-экономическим вопросам (Галина Сивкова - в настоящее время уволена) и директор ЗАО «СКК Петербург».
По предварительной информации, в основу уголовного дела легли материалы недавней проверки территориального управления Росфиннадзора по Петербургу, которая и выявила нарушения. Как говорят, сами работы по строительству и реконструкции систем вентиляции и кондиционирования проводились в музее около двух лет назад, и система благополучно работает. В рамках проверки финансовое ведомство выявило ряд нарушений, и поговаривали даже о нецелевом расходовании бюджетных средств. А вскоре было возбуждено уголовное дело.
В музейном сообществе, в котором живо обсуждают происходящее в Музее истории религии, говорят, что сегодняшняя ситуация для тех, кто в курсе дел, не стала неожиданной. Правда, обвиняют в её развитии больше не самого Бориса Аракчеева, а его помощницу по финансовым вопросам еще со времен работы в Петропавловской крепости — Галину Сивкову. «Все были уверены, что рано или поздно она подведет Аракчеева под монастырь. Слухи о её работе ходили самые неприятные», - рассказал «Фонтанке» сотрудник одного из федеральных российских музеев с петербургской пропиской.
Для справки: Екатерина Терюкова родилась в Ленинграде. В 1996 году окончила исторический факультет Петербургского университета, кафедру истории искусств. В 1997 году поступила в очную аспирантуру Государственного музея истории религии. Осенью 2001 года на философском факультете Петербургского государственного университета защитила кандидатскую диссертацию на тему «Вероучение и социальная деятельность англоязычных протестантских общин Петербурга начала ХХ века». С 2001 года преподаёт на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета. Читает курсы «Религиоведение», «История религии», «Мировые религии», спецкурс «Социология религии». Сфера научных интересов - протестантизм, протестантизм в России, социология религии, проблемы секуляризации в современном обществе.
Мария Цыганкова,
"Фонтанка.ру"