Санкт-Петербургская транспортная прокуратура создала прецедент, из-за которого может существенно осложниться жизнь целого сектора бизнеса в "Большом порту Санкт-Петербург" — рынка бункеровщиков. Пока приостановлена деятельность одной бункерной компании. Остальные участники рынка ждут аналогичных действий прокуратуры в свой адрес. Эксперты полагают, что эта проблема не коснётся только дочек «Лукойла» и «Газпрома».
Чиновник с гражданской позицией
На первый взгляд, в происшедшем нет ничего, кроме традиционной заботы государства о здоровье граждан. Прокуратура после почти года упорной судебной борьбы добилась приостановления деятельности одной из бункеровочных компаний — ООО «Контур СПб» — в связи с тем, что данное ООО грубейшим образом нарушает требования экологического законодательства. А бункеровка (напомним, это заправка топливом кораблей с причала) — объективно опасная с экологической точки зрения процедура, как и любая другая, связанная с обращением нефтепродуктов в черте густонаселённого мегаполиса. Говорят, что санкт-петербургский транспортный прокурор Феофил Кехиопуло лично ходит на судебные заседания — активная, в общем, у чиновника гражданская позиция.
Что же настораживает? Может, компания «Контур СПб» безупречно соблюдает требования экологического законодательства, но по каким-то причинам стала жертвой «политических репрессий»? Сомнительно. Будем откровенны: безупречных в этом секторе бизнеса нет, тем более, среди некрупных компаний, у которых необходимые для бункеровки сооружения временные. Может, «Контур СПб» - наоборот, самый зловредный нарушитель экологических требований? Да нет, конечно — не более зловредный, чем прочие. Но к чему придраться, как говорится, найдётся, причём, на совершенно законных основаниях — как и к остальным мелким питерским бункеровщикам ( всего таких фирм 7).
Но в том-то и «фишка» - представители остальных бункерных компаний уверены: не сегодня-завтра с ними поступят точно так же, причём, от соблюдения экологических требований тут ничего не зависит. Правда, топ-менеджеры фирм, с которыми мы говорили на эту тему, настойчиво просили себя не называть. «Контур СПб» стал первым, но никто не хочет стать вторым. Или даже четвёртым-пятым...
Не сковывает себя дипломатией только заместитель генерального директора «Контур СПб» Игорь Гильфанов — он считает, что ему хуже уже не будет, потому что вступило в законную силу решение суда о приостановке деятельности «Контура»: - Я убеждён, - говорит Игорь Михайлович, - что судебный процесс, инициированный транспортной прокуратурой против «Контура» - это проба пера. Теперь, идя по такому пути, они смогут прижать всех бункеровщиков, кроме нескольких, в чьих интересах всё и происходит...
Игорь Гильфанов не стал называть этих нескольких, но мы знаем, чем питерские бункерные компании друг от друга отличаются: из 10 компаний только 3 имеют большие стационарные установки с нефтеперевалочным оборудованием. Это: «Лукойл-Бункер», «Газпромнефть Марин Бункер» и «Петербургский нефтяной терминал». Ко всем остальным легко предъявить те же претензии, которые столь печально закончились в суде для «Контура».
«Плывите отсюда»
Определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда заканчивается фразой: «Приостановить деятельность ООО «Контур СПб» по осуществлению погрузочно-разгрузочных операций с нефтепродуктами на причале № 10К … до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы».
Еще в ходе судебного процесса представитель «Контура» обратился к начальнику отдела государственной экологической экспертизы Ростехнадзора господину Дементьеву с просьбой разъяснить: требуется ли компании пройти такую экспертизу. В сентябре пришёл ответ: нет, не требуется, поскольку такая экспертиза необходима при эксплуатации сооружений, расположенных «во внутренних морских водах и в территориальном море». Оборудование же перевалочной базы «Контура» располагается на суше.
Добавим, что для получения «положительного заключения» такой экспертизы следует обращаться как раз в Ростехнадзор, который, судя по всему, в ответ на обращение лишь повторит: мы вам её не дадим, потому что вам она по закону не полагается. Возникает вопрос: каким образом «Контуру» следует исполнить определение суда?
Ответа на него у нас нет. Зато есть весьма любопытный фрагмент мотивировочной части судебного определения, в котором обсуждается именно этот головоломный нюанс. Прокурору Феофилу Кехиопуло удалось доказать суду, что перевалочная нефтебаза «Контура» располагается... в море. Это не шутка: суд с подачи прокурора установил, что причал № 10К на 100 метров выдаётся в акваторию, в связи с чем, не может расцениваться как сухопутное сооружение. При этом представители «Контура» предъявили документы, из которых видно, что всё оборудование компании располагается на территории «Канонерского судоремонтного завода». И эта территория имеет официальный статус земельного участка с соответствующим кадастровым номером.
Прокуратуре и суду, конечно, виднее, кто у нас ходит, а кто плавает, но у участников бункерного рынка (финансовый оборот которого, по подсчётам профильного агентства «Порт-Ньюс», составляет сегодня полмиллиарда долларов в год) этот судебный процесс вызывает первобытный трепет: а вдруг мы тоже «водоплавающие»? Или ещё какие-нибудь не такие, в чём прокуратура скоро убедит суд? Тем более, что страхи эти не беспочвенные — рынок бункеровщиков, обслуживающих акваторию петербургского морского порта, лихорадит уже довольно давно.
Штормит...
Почему-то так складывается, что все проблемы бункерного рынка приходят из государственных органов — прокуратуры и разных структур, подведомственных Министерству транспорта, контролирующему рынок. Бункеровщики обращаются в суды и с завидной периодичностью их выигрывают.
Последний всплеск такой активности минтрансовских структур произошёл в 2009 году, после того, как вступило в законную силу правительственное постановление № 544, откорректировавшее лицензионные требования к бункеровщикам. В соответствии с этим постановлением перевалка нефтепродуктов с причала на судно разрешена только тем компаниям, у которых имеются собственная нефтебаза и нефтепровод, соединяющий эту нефтебазу с причалом.
Узнав о новом правиле, бункеровщики засуетились, потому что на тот момент столь хорошо оснащенными в нашем порту предсказуемо оказались лишь «Петербургский нефтяной терминал», структуры «ЛУКойла» и «Газпрома». Остальные бункеровщики срочно принялись «доукомплектовываться». На их причалах появились нефтебазы и нефтепроводы — никому не хотелось терять лицензию. Но это не помогло.
Минтрансовские структуры стали предъявлять бункеровщикам претензии, причём, весьма серьезные: с привлечением к административной ответственности топ-менеджеров и попытками вообще запретить деятельность некоторых участников рынка. Это привело к многочисленным судебным процессам, в ходе которых выяснилось: требования чиновников не соответствуют требованиям законодательства.
Именно в тот период времени санкт-петербургский транспортный прокурор Феофил Кехиопуло и пошел войной на «Контур СПб». И не случайно сегодня этот судебный процесс трактуется как «проба пера». Ведь, отныне после блестящей победы прокурора в суде про любою бункерную компанию можно сказать, что она располагается не на суше, а на воде, после чего её деятельность будет приостановлена вплоть до получения государственной экологической экспертизы, которую фирме никто не даст, потому что она всё-таки находится на суше.
Константин Шмелев, «Ваш тайный советник»
Справка «ТС»:
Петербургский рынок бункеровки считается крупнейшим в морских портах России. По данным информационно-аналитического агентства «Порт Ньюс», около 90 процентов продаж в этом секторе бизнеса приходится на 10 крупных компаний, среди которых значится и ООО «Контур СПб». Предсказуемыми лидерами в этой «десятке» являются «Лукойл-Бункер» и «Газпромнефть Марин Бункер». Обе компании - «дочки» крупнейших в России нефтяных монстров, а их нефтеперевалочное оборудование в петербургском порту представляет собой крупные стационарные объекты.