Кто поддерживает на плаву бизнес Дерипаски, как скомпрометировать конкурентов средствами грамотного пиара, что советует коллегам основатель крупнейшего в мире агентства новостей, кто сменит менеджеров-рационалистов, какие страны в ближайшее время исчезнут с экономической карты мира, а какие заявят о своих правах, – все эти сведения литературный обозреватель «Культурной столицы» почерпнул из деловой литературы, появившейся на российских прилавках в текущем году.
Владислав Дорофеев, Татьяна Костылева. Принцип Дерипаски: железное дело ОЛЕГАрха. М.: ЭКСМО, 2010.
Это жизнеописание Олега Дерипаски подготовили сотрудники ИД «Коммерсант», последнее время сильно увлекшегося книжными проектами. Этот – не самая большая победа на данном поприще. До полноценного журналистского расследования ему далеко. Практически нет достоверного инсайда – авторы умудрились ни разу не поговорить сколько-нибудь подробно не только с героем книги. Зато многовато оборотов вроде «говорят, что», а также пафоса и неуместного просторечья. Вот, например, как сказано об одном из бизнес-партнеров заглавного героя: «Еще один демагог, бывший шакал, /…/ долгие годы вместе с братом обиравший Россию и нас, лопухов».
И всё же: несмотря на поверхностность и общее пустословие, главное прописано вполне внятно. Олег Дерипаска – волк-одиночка, стремящийся, как правило, к полному контролю над своими компаниями. А бизнес его по природе своей венчурный: большую часть его начинаний реализовать не удается, зато немногочисленные успешные проекты (алюминий, скажем) с лихвой окупают провалы. Стремление ОЛЕГарха к непрерывному расширению за чужие деньги привело к запредельной перекредитованности и потере управляемости. С другой стороны, размеры империи Олега Владимировича Дерипаски, как теперь выясняется, слишком велики, чтобы быть обанкроченными. Только в России сегодня более десяти моногородов, «тотально зависимых», как говорят авторы, от его предприятий. Так что утонуть ему не дадут, будут вытаскивать, в том числе и за бюджетные, то есть наши с вами деньги.
Алексей Санаев. PRавда. Роман о русском пиаре. М.: РИПОЛ классик, 2010
Никакой, конечно, это не роман. Просто свои соображения об особенностях национальных связей с общественностью высказывает – в легкой, доступной даже не квалифицированному читателю, в меру циничной форме – некто, скрывшийся под псевдонимом. Псевдоним оправдан: книга учит именно премудростям – работы со СМИ, вбрасывания компромата на конкурентов, взаимодействия с партнерами, продвижения своей компании на Западе и т. д. Иллюстрируются теоретические выкладки случаями из практики, довольно ехидно рассказанными и вообще любопытными.
Для заключения сделки в стране СНГ, предупреждает «Санаев», главное – это найти правильного человека, который обычно не министр и не лидер крупнейшей фракции в парламенте. «Он может и вовсе не занимать никакой заметной должности: ее отсутствие с лихвой компенсирует то, что он двоюродный брат президента, школьный друг премьер-министра или личный врач главнокомандующего»… Надо сказать, что автор и в качестве публициста действует как опытный пиарщик – нагоняет жути. Так что при чтении не стоит забывать, что вы читаете не правду об обществе и стране, а всего лишь PRавду.
Майкл Блумберг. Блумберг о Bloomberg. М.: Альпина Паблишерз, 2010.
Книжка, надо сказать, довольно древняя – оригинал вышел еще в 1999-м, когда миллиардер, основатель агентства бизнес-новостей имени себя, еще не стал мэром Нью-Йорка. Но вполне содержательная и современная, хотя и безобразно отредактированная. (Одна цитата для примера: «В 1960 году Маршалл Маклюэн в своей книге "Медиа – это массаж"...» Если не знаешь, что означает классическая фраза «The medium is the message», может быть, и не стоит издавать книги медиамагнатов. В копирайтах, кстати, – «Московская школа управления "Сколково"».)
Блумберг, в отличие от множества коллег, собственный бизнес не в чистом поле затеял, а имея основательную финансовую базу: в 1981 году его, партнера юридической компании Salomon Brothers, после ее слияния с конкурентом попросили «с вещами на выход», выписав, впрочем, солидный даже по сегодняшним меркам «золотой парашют» – $ 10 млн. Уволенный распорядился деньгами очень грамотно, разработав со своими друзьями компьютерные терминалы, с помощью которых до трейдеров доводилась вся необходимая информация: курсы, котировки, новости компаний с одновременным оперативным анализом. С этой инновации его агентство, собственно, и началось. Особая ценность книги – в том, что автор уделяет немало внимания тому, без чего цивилизованный бизнес невозможен: профессиональной этике бизнесмена. «Эгоистичный индивидуалист, который начинает всё со слов "я" или "мне", никогда не достигнет вершины. Ни один из бизнесменов, находящихся на вершине успеха, в глубине души не думает, что достиг всего в одиночку. Каждый из них отдает должное другим». Впрочем, отдавать должное другим можно по-разному: «Я отказываюсь посещать "прощальные" вечеринки с тем, чтобы пожелать уволившимся дальнейших успехов… Любой уволившийся сотрудник, если только он уходит не по семейным обстоятельствам, уже больше не сможет получить у нас работу… Как нам смотреть в глаза тому, кто остался работать за двоих, если мы примем "предателя" обратно?»
Дэниел Пинк. Будущее за правым полушарием. Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления. М.: РИПОЛ классик, 2010.
Как всякому известно из курса биологии, левое полушарие головного мозга отвечает за рациональное мышление, а правое – за образное. Дэниел Пинк, бывший спичрайтер американского Белого дома и автор ставшего в свое время бестселлером гимна фрилансу «Нация свободных агентов», полагает, что бизнес будущего, которое уже, собственно, началось, – это явление по преимуществу правополушарное. Говорим «дизайн» – подразумеваем «бизнес». Говорим «бизнес» – подразумеваем «дизайн». «Бизнесу уже недостаточно сделать что-то, что будет стоить разумных денег и прилично работать. Изделие должен быть еще и красивым, неповторимым, должно обладать значимостью и удовлетворять "эстетическому императиву"» – утверждает Пинк и уверяет, что на смену рациональным и меркантильным менеджерам-технократам уже сейчас приходят поэты и художники от бизнеса, «способные к творчеству и эмпатии, те, кто может заботиться и утешать, а также мыслить масштабно».
Попутно мистер Пинк дает разнообразные рецепты по развитию творческих способностей: ходить в музеи, писать рассказы, размышлять над поэтикой анекдота… Нечасто такое встретишь в деловой литературе. В пересказе это всё, конечно, кажется диковатым, но, читая текст, и вправду веришь, что бизнес с человеческим лицом не за горами. Что-то похожее мы, впрочем, и раньше слышали. Вспомним крылатую фразу авиаконструктора А.Н. Туполева: «Некрасивый самолет просто не взлетит».
Джордж Фридман. Следующие 100 лет: прогноз событий XXI века. М.: ЭКСМО, 2010.
Один из самых влиятельных американских футурологов на трехстах с лишним страницах дает прогнозы на текущий век. Россия, по мнению Фридмана, в нынешнем виде прекратит свое существование уже в 2020-х годах: протяженную, неоднородную и плохо управляемую страну разорвут на части Европа, Турция и Япония. Китай к 2030 году тоже перестанет быть сколько-нибудь серьезным конкурентом США – по причинам прежде всего экономическим. Уровень безнадежных долгов в Китае, по самым скромным официальным подсчетам, уже превышает 25 процентов (Фридман уверен: на деле этот показатель приближается к 40 процентам).
Пока что рост экономики эти долговые проблемы компенсирует, но как только рост замедлится (например, из-за серьезной рецессии в США), экономика может рухнуть в считаные дни. Сверхдержавой нынешнего столетия будет, по уверениям Фридмана, Мексика. «В 1980 году нефть составляла около 60% мексиканского экспорта, но к 2000-му эта доля снизилась до 7%. Мексика обладает запасами нефти, однако ее рост не зависит от экспорта данного сырьевого товара». Выкладки Фридмана очень подробны и аргументированны, однако заставляют вспомнить известную шутку: «Хочешь посмешить Бога – расскажи ему о своих прогнозах».
Сергей Князев
«Фонтанка.ру»
О других новостях в области литературы читайте в рубрике «Книги»