На следующей неделе будет объявлено о завершении процесса акционирования петербургского авиаперевозчика ФГУП ГТК “Россия”. Как и предполагалось, авиакомпанию между собой поделят правительство Петербурга и Ростехнологии. Что изменится в жизни компании после этого, выяснила “Фонтанка”.
О том, что ГТК “Россия” сменит статус ФГУПа на ОАО, в первых числах ноября “Фонтанке” подтвердили в самой авиакомпании. В пресс-службе сообщили, что компания сделала все от нее зависящее, все необходимые документы представлены заинтересованным сторонам. Но от официальных заявлений в ГТК пока воздерживаются.
В Смольном также пока не комментируют ситуацию. Однако источники в городском правительстве сообщили “Фонтанке”, что договоренность о передаче городу блокирующего пакета акций авиакомпании остается в силе. Получив 25% + 1 акцию власти смогут не волноваться, что ГТК “Россия” сменит базовый аэропорт. (Напомним, именно эта теоретическая возможность, ставившая под вопрос планы чиновников по развитию аэропорта Пулково в международный хаб, вызвала в свое время серьезные опасения у представителей транспортного комплекса Смольного). Остальные акции перейдут в ведение Ростехнологий. Ведомство уже определилось, что передаст долю в компании “Аэрофлоту”.
Предполагается, что после консолидации “Аэрофлота” с ГТК, а также еще рядом региональных авиакомпаний, перевозчик займет 35% на рынке внутренних авиарейсов.
Надо отметить, что и правительство Петербурга, и “Аэрофлот” уже сделали шаги по “приобретению” долей в ГТК “Россия”. Городские власти, как известно, еще в начале 2010 года выделили авиакомпании, испытывавшей после кризиса денежные затруднения, транш в размере 3,9 млрд рублей для внесения в уставной капитал компании. В июле 2010-го “Аэрофлот” со своей стороны выступил поручителем по очередному займу компании на сумму 2,5 млрд рублей.
Напомним, судьба авиакомпании “Россия” обсуждалась на высшем уровне с конца прошлого года. Городские власти выступали за сохранение перевозчика, попавшего в трудное положение из-за кризиса (долг компании оценивался в 6 миллиардов рублей). Только в декабре прошлого года на совещании у вице-премьера страны Игоря Шувалова удалось прийти к решению об акционировании авиакомпании. Городу был обещан блокпакет акций взамен на финансовую помощь в восстановлении авиаперевозчика. Тогда же стало известно, что сам процесс акционирования должен быть завершен за 6-8 месяцев.
До июля 2008 года имущество компании находилось в федеральной собственности, и ГТК полностью подчинялась Управлению делами президента РФ. 10 июля 2008 года было принято решение преобразовать ФГУП в ОАО, и передать ценные бумаги «России» госкорпорации «Ростехнологии». Возможно, процесс акционирования уже был бы закончен, но в дело вмешался кризис. Из-за падения объема перевозок у компании появились серьезные долги. В декабре 2009 года топливозаправщик «Совэкс» выиграл первые иски к «России» на сумму 1,5 млрд рублей. Продолжать деятельность ГТК «Россия» помог привлеченный кредит от ВТБ. Компании удалось занять у банка 2,5 миллиарда рублей. Авиаперевозчику также удалось начать программу обновления парка воздушных судов.
Справка:
Государственная транспортная компания «Россия» - крупнейшая авиакомпания и ведущий авиационный перевозчик в Северо-Западном регионе РФ. Базовые аэропорты ГТК «Россия» - Пулково и Внуково. Маршрутная сеть авиакомпании включает 70 пунктов РФ, 20 пунктов в 7 странах СНГ, 35 пунктов в 20 странах дальнего зарубежья.
Мария Могилевская, "Фонтанка.ру"