25 га по версии Счетной палаты РФ требуется для сохранения коллекции растений Павловской опытной станции. Как показала проверка СП, результаты которой стали известны 25 октября, сами растения Вавиловского института растениеводства (ВНИИР) занимают около 20 га. Еще 5 требуется передать под инфраструктуру. Остальные площади ВНИИР - «лишние».
В Счетной палате РФ подвели итоги проверки Павловской опытной станции, на площадях которой планируется возведение жилых домов. По словам аудитора Счетной палаты Михаила Одинцова, анализ использования "спорных территорий", за которые последние несколько месяцев сражались Фонд РЖС и ВНИИР, показал - для успешного существования коллекции растений достаточно 25 га земли из более чем 90-та га общей площади института.
По данным аудитора, сейчас, фактически, ценные растения занимают площадь около 20-ти гектаров. Там произрастают кустарники, а также редкие силосные культуры. Еще 5 га площади занимает инфраструктура, необходимая для поддержания коллекции в сохранности.
В Фонде содействия развития жилищного строительства (РЖС), который от лица государства выступает потенциальным продавцом земель ВНИИРа, с выводами СП не вполне согласны. По данным фонда, посадки, если их и можно найти на небольшом участке, принадлежащим институту, все равно находятся в заброшенном состоянии и не представляют собой той уникальной коллекции, о которых говорят ученые.
Интересно, что Фонд РЖС уже сформировал лоты из земли растениеводов и даже выставил их на торги. Однако первый аукцион, назначенный на 23 сентября 2010 года, был отменен из-за отсутствия интересантов.
После несостоявшихся торгов РЖС выступил с официальным заявлением по поводу Павловской коллекции. На своем сайте ведомство сообщило, что признает существование редких растений только на 13-ти га территории станции и обязуется помочь в их сохранении.
Напомним, приказы освободить два участка (№2 и №18) в Павловске и передать их Фонду содействия развития жилищного строительства были подписаны в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России еще 25 декабря 2009 года. Павловской опытной станции, у которой эта территория находилась в бессрочном пользовании, велели покинуть землю в течение трех месяцев.
Протесты ученых института, Академии наук и Россельхозакадемии ни к чему не привели. Но с августа 2010 года в разбирательство включилась Общественная палата. Свою помощь также предложил Глобальный фонд по управлению и сохранению разнообразия продовольственных культур, заявивший о намерении ради сохранения коллекции приобрести спорную землю. Но государство, как собственник земли, на сделку не пошло.
В сентябре проверку земель начала Счетная палата, пообещавшая разрешить спор растениеводов и строителей до ноября.
Справка:
История Павловской опытной станции началась в самое непростое для России время. В 1926 году правительство молодой республики предоставило Институту растениеводства, который в то время возглавлял генетик Николай Вавилов, в бессрочное пользование земли совхоза «Красный пахарь». С этого времени и формируется коллекция. В начале тридцатых был открыт филиал станции в Нью-Йорке, и ученым оплачивали закупку коллекционных экземпляров в Америке.
Сейчас в коллекции Павловской опытной станции собрано больше 6000 образцов. Многие растения уже не существуют в природе и сохраняются только здесь, в пригороде Петербурга. В Павловске представлены все виды российских рябин — от привычных красно- и черноплодных до редчайших разновидностей — с желтыми и снежно-белыми плодами, собрана самая большая в мире коллекция жимолостей — 273 разновидности, произрастающие от берегов Тихого океана до Северо-Запада России. Коллекция вишни, черешни и черемухи насчитывает 302 образца. На основе сорта черешни, созданного здесь специально для условий Северо-Запада, в Эстонии выведено пять разновидностей для промышленного разведения, зато вокруг Петербурга ее можно встретить только в очень немногих частных садах. Коллекция земляники считается уникальной. Именно здесь был выведен сорт, лидирующий сейчас во всем мире — земляника «Фестивальная».
Коллекция института пережила морозные зимы 1939-1942 годов, засуху 1972-го года, «аномальную зиму» и не менее «аномальное» лето 2010-го. Ее не коснулись репрессии, обрушившиеся на отечественную генетику, и даже смерть Вавилова не стала препятствием для продолжения начатой им работы. Не пострадала она и во время оккупации — по архивным данным, немцы намеревались перевезти наиболее ценные культуры в Германию.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"