Вчера на заседании правительства города был принят законопроект «О культурной политике». О его ключевых положениях и его принципиальном значении для развития культуры Петербурга рассказал в блиц-интервью «Фонтанке» председатель городского Комитета по культуре Антон Губанков.
― Антон Николаевич, как вы лично воспринимаете событие, которое произошло вчера утром ― принятие регионального Закона о культуре? Что этот закон принципиально изменит в культурной ситуации региона?
― С одной стороны, логично было бы дождаться выхода федерального Закона о культуре и уже на его основе разработать региональный. Но поскольку в силу ряда объективных обстоятельств принятие федерального закона затянулось, мы все-таки решили, что час настал и надо принять мужественное решение. Петербург ― культурная столица России, и отсутствие в городе такого закона выглядело странным.
― А существуют регионы, в которых такой закон уже принят?
― Безусловно. В нескольких регионах России такой закон принят. Но, насколько я знакомился с региональными документами, все они представляют собой перепевы Основ федерального законодательства о культуре. Принятый вчера в Петербурге правовой акт я воспринимаю как один из базовых документов, содержащий в себе четкую идеологию развития культуры. То, что касается поддержки негосударственных учреждений культуры, поддержки молодежи, восприятия культуры как сферы для инвестиций, как инновационного потенциала города, ― всё это там есть. И теперь Концепции и Планы развития культуры в регионе, любые правовые документы в сфере петербургской культуры будут приниматься на основе Закона. Для них появилась правовая база. Региональный Закон о культуре важен не только идеологически, но и с организационной точки зрения. Процедура принятия любых решений в сфере культуры станет гораздо проще, ведь работать в ситуации правового вакуума было достаточно сложно. Кроме того, мне кажется, что закон в какой-то степени гарантирует культуре определенное финансовое внимание со стороны исполнительной власти.
― Вам как председателю Комитета по культуре новый закон что сейчас дает?
― Во-первых, он мне дает ощущение, что если я завтра перестану быть председателем Комитета по культуре, я все-таки сделал очень важное дело для культуры города. Потому что теперь, независимо от ситуации в Комитете по культуре и вообще от политической ситуации, закон этот будет работать. Так что я считаю, что это одно из главных, если не самое главное, мое достижение за время пребывания на посту. Бывают разные ситуации. Например, некоторые правовые акты принимаются, чтобы придать дополнительный стимул развитию отрасли. А тут другая ситуация. Тут нам было важно закрепить какие-то тенденции и достижения, которые появились за последние годы.
― То есть надо узаконить то, что уже прошло проверку опытным путем?
― Да. И я не думаю, что сфере петербургской культуры сейчас нужны какие-то дополнительные стимулы. Всё есть, только делай. Не было вот четкой законодательной базы. И мы ее создали на основе собственного опыта. Поэтому этот закон не мог не отличаться от других, ему подобных.
― Какие документы в ближайшее время будут приняты на базе нового закона?
― На данный момент готова концепция развития культуры в регионе на ближайшие три года. Она, с моей точки зрения, настолько революционна, что я даже боюсь ее в таком виде презентовать. Возможно, все-таки мы в комитете придем к какому-то менее радикальному варианту. Например, в документе есть положения, касающиеся частно-государственного партнерства в сфере культуры, поддержки творческих инициатив, развития публичных пространств, ― того, к чему, в принципе, мы должны стремиться, но, как говорит очень симпатичный лично мне председатель Комитета по экономике, мы не должны терять ощущения реальности.
Жанна Зарецкая
«Фонтанка.ру»