Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры «Дракон»: Пони в 3D (фото)

«Дракон»: Пони в 3D (фото)

1 553

Театр имени Ленсовета показал премьеру спектакля молодого режиссера Андрея Корионова «Дракон» по пьесе Евгения Шварца. Корреспондент «Культурной столицы» не ждал сценического шедевра, но и масштабов бедствия тоже не предвидел.

Стащив накануне премьеры с полки запылившуюся книжку Шварца и открыв ее на «Драконе», автор этих строк испытал настоящий шок. Пьеса, казавшаяся по памяти устаревшей, посвященной конкретике сталинской эпохи, оказалась буквально репортажем из современности. Не то чтобы кто-то из сегодняшних политических фигурантов тянул на трехголового Дракона (или хотя бы одну его голову) – но кандидатов на роли малосимпатичных функционеров Бургомистра и Генриха или симпатичного, но слабого интеллигента Шарлеманя хоть отбавляй. В какой-то момент пьеса и действительность смешались в голове вашего корреспондента. Вот этот садовник, который учит цветочки львиного зева кричать «Ура президенту!», он из числа инноваторов, тусовавшихся летом на Селигере? А речи Шарлеманя о том, что кровожадный дракон жизненно необходим городу: ведь он защищает от других драконов, – разве не произносил их давеча телеведущий Владимир Соловьев? А как Лужкова снимали, а все его вчерашние друзья от него отвернулись – это было на самом деле, или Шварц написал? А историю про червяка на тарелке тверского губернатора? Ну ее-то точно сочинил Шварц. Какой смелый и осведомленный автор! В сцене, когда рыцарю Ланцелоту, вызвавшему на бой Дракона, городской совет вместо копья выдает справку, что копье находится в ремонте, он, кажется, подпускает намек на историю с внезапной реконструкцией Триумфальной площади, облюбованной «несогласными».

Шарлемань - Евгений Филатов, Ланцелот - Сергей Перегудов

Чудовищным усилием воли удалось привести себя в порядок: нет, драматург ни на что не намекает, он умер в 1957 году, а «Дракона» писал и того раньше – во время Великой Отечественной. Шварц не намекает, он просто, к сожалению, не устаревает. Ох, какой боевой спектакль можно было закатить по этой пьесе! Благо, материала для режиссерских и актерских наблюдений предостаточно: и страх найдется, и лизоблюдство, и беззастенчивая ложь, и глупость, и склонность к доносу. Располным-полна коробушка.

Эльза - Дарья Циберкина, Дракон - Сергей Мигицко



Художник спектакля Ирина Долгова тем временем дает интервью каналу «Культура» и объясняет, что стремилась «создать объемные костюмы, имитируя 3D». Свои идеи художница явно черпает из другой какой-то коробушки, они к тому же странные: отродясь артисты носили объемные костюмы, даже ничего не имитируя, плоских костюмов не бывало. 3D оказалось модным дефиле во вкусе подтанцовки Филиппа Киркорова – белые балахоны с люрексом, пиджаки из лоскутов кожи, длинные кожаные робы с массивными цепями, причудливые шапки в форме опухоли мозга. То ли «Стар-трек», то ли какое-то космическое садомазо. И ведь есть же у спектакля режиссер – Корионов, который мог бы мягко, не обижая художника, отвергнуть эскизы, обиняками провести мысль, что в приличных театрах так не носят, что он ставит не антрепризный мюзикл, что кожаные штаны и прочие «блестючие» шмотки этой пьесе не идут. Но, кажется, Корионову нравится.

Он одобрил и декорацию в том же простодушно-футуристическом духе. Сцена заставлена огромными прозрачными цилиндрами, похожими на лифтовые шахты или трубы пневмопочты. Толку от них по ходу спектакля почти никакого, но, во-первых, они выглядят внушительно (и гармонируют с кожаными штанами), во-вторых, занимают очень много места, так что артистам практически негде играть. Это, видимо, художник Долгова делает режиссеру Корионову ответную услугу. Если кто спросит, почему в спектакле такие примитивные мизансцены, сводящиеся, по сути, к поочередным эстрадным выступлениям героев и их дуэтов лицом к залу (массовка бегает на заднем плане «ручейком» между цилиндрами), так режиссер ответит: а у меня не помещается. А-а, ответит собеседник, и всё поймет.

Эльза - Дарья Циберкина, Дракон - Сергей Мигицко, Ланцелот - Сергей Перегудов



Труднее понять, что вообще Андрей Корионов хотел сказать своим спектаклем. Еще труднее рассуждать об этом и не оскорбить артистов. Театр Ленсовета переживает тяжелый период: и актерам слишком в последнее время доставалось от прессы. Именно через артистов режиссер выражает свои идеи, и, критикуя режиссуру, мы невольно задеваем актерские самолюбия, заставляем их горевать о неуспехе проделанной работы. Хочу сказать, что актерский класс труппы в «Драконе» виден, и артистам не о чем печалиться – несмотря ни на что, они выглядят достойно. Сергей Перегудов, играющий рыцаря Ланцелота, вообще овладел редким даром отторгать плохую режиссуру. То, что от него требуется, Перегудов играет: что Ланцелот сначала слаб, не знает жизни, категоричен в оценках и необаятелен, в финале страшен, зол, упоен властью и заточает врагов в прозрачные цилиндры. Перегудов транслирует сценический текст, но предельно отстранен, как будто играет тело, а душа ждет в гримерке.

При всем восхищении талантом Сергея Мигицко так работать Мигицко не умеет – привык на сцене выкладываться на полную катушку. Из предпремьерных интервью режиссера было известно о решении показать в спектакле сложную и противоречивую личность Дракона, который, оказывается, не только палач и кровопивец, но еще и отец родной, и творческая натура. Как и следовало ожидать, недвусмысленный текст Шварца мешает режиссеру поставить этот сомнительный опыт. У Мигицко получается грустный клоун, скандалист и бузотер с потаенной печалью в глазах. Он славный «летун-хлопотун», немножко нервный, но добряк – выходит на сцену с маленькой девочкой и рассказывает ей сказочку. Ни на какие убийства такой миляга неспособен – режиссеру приходится юлить: скажем, в сцене с кинжалом (Дракон подглядывает за встречей Эльзы и Ланцелота, Эльза по приказу Дракона должна убить рыцаря отравленным клинком) артист перевоплощается в строгого театрального репетитора, наблюдающего за игрой дебютантов и делающего замечания. А как иначе оправдать Дракона? Только переведя его зверства в игрушечно-понарошечную плоскость.

Подруга Эльзы - Марианна Коробейникова, Дракон - Сергей Мигицко

Зато в сцене смерти поверженного Ланцелотом Дракона мы, видимо, должны сострадать чудовищу всерьез. Почему бы нет? Можно и Сталину, несмотря на все его преступления, сострадать: он страшно умирал. Сострадание – в известных дозах – развивает душу. Но у режиссера Корионова вместо сострадания цирк. Мигицко пытается разбить зрителю сердце, а тут к нему подскакивают гадкие горожане, бывшие раболепные поклонники. Кто-то хочет спереть деталь одежды, кто-то желает фото на память. В довершение цирка Мигицко принимается петь песню. Каюсь, прежде не слышал этого произведения – песня Кати Семеновой «Пони – тоже кони». Говорят, это гимн фанатов мини-футбола. «А пони – тоже кони, / И он грустит в загоне. / Ему б в лихой погоне / Кого-нибудь спасти, / Чтоб друг его счастливый / Потом погладил гриву, / Всё это снится пони, / И пони грустит». Всё смешалось в спектакле Андрея Корионова: пони, кони, драконы, Шварц, Катя Семенова. Кто-нибудь, порадуйте Катю – народный артист Мигицко учил ее песню наизусть.

Ланцелот - Сергей Перегудов, Дракон - Сергей Мигицко



После этого дальше рассказывать не хочется. А можно рассказать и про Шарлеманя – Евгения Филатова, великолепного ансамблевого актера, которому режиссер пытается занять руки: то даст сачок, то банную шайку. Но Филатов руки всё равно протягивает в пространство, словно пытаясь найти партнеров, сформировать взаимодействие, мизансцену. Тщетно. Можно посочувствовать молодой актрисе Дарье Циберкиной, отчаянно ищущей в роли Эльзы нерв и трагическое звучание, но тонущей в общем нестройном хоре.

Шарлемань - Евгений Филатов, Эльза - Дарья Циберкина

Можно пожалеть об Александре Сулимове, который отлично играет Бургомистра во вдумчивой психологической манере, и всё бы было здорово, но в этой манере эту острогротесковую роль играть нельзя. Особенно когда никто из партнеров не поддерживает твоих манер. Можно удрученно поведать, что одного из лучших молодых актеров Петербурга Олега Абаляна в роли Кота режиссер скрючил в три погибели: Абалян ползает на карачках и мяучит. И это в Театре Ленсовета, где даже в самые непростые поры звери из «Бременских музыкантов» не гнули спин. Но тут есть риск удариться в воспоминания.

Генрих - Роман Баранов, Бургомистр - Александр Сулимов

Роман Баранов (Генрих), одетый и намакияженный, словно делегирован на «Евровидение», даже в таком виде очень похож на отца – Евгения Баранова. Всплывают в памяти легендарные «Люди и страсти» Игоря Владимирова, в которых юный Евгений Баранов был занят в роли паренька из гитлерюгенда: о, как лаконично и как много в том спектакле было сказано о страхе и доносительстве! И там тоже танцевали, но в минуты драматического напряжения, развивая и доводя до кульминации найденные образы. Претенциозная хореография Игоря Григурко в «Драконе» ничего не развивает, она сугубо декоративна и доведет только до оскомины. А уж «лирическая музыка», звучащая с фонограммы, вызвала бы у Владимирова бешенство – безликий ресторанный «фончик» для пищеварения, медленных танцев и приобретения презервативов. Про совместное исполнение Драконом и Ланцелотом вокального номера «Третий должен уйти» промолчу: слов нет.

Дракон - Сергей Мигицко, Ланцелот - Сергей Перегудов



Молодым режиссерам, конечно, свойственно ошибаться, но не стоит ли проявлять больше ответственности и вдумчивости? Не браться за материал, который не можешь поднять. Не пытаться шокировать публику рискованными идеями, которые не можешь убедительно доказать или хотя бы внятно рассказать. Не втягивать в свои спектакли актеров, если тебе нечего им предложить. Андрей Корионов вырос в Средней Азии, в некоторых тамошних театрах (я не имею в виду ни Бишкекскую драму Владислава Пази, ни грандиозный ташкентский «Ильхом») культивируется принцип «зрелища для чайханы» – с танцами и блестками. Петербургу такой театр не нужен – по крайней мере, на академических сценах. А еще на примере Андрея Корионова можно напомнить, как легко расточить авансы. «Лето, которого мы не видели вовсе» и «Записки провинциального врача» были талантливыми, хотя и весьма несовершенными спектаклями, но мы хвалили их взахлеб, чтобы окрылить молодого художника. Художник окрылился на «Сирано де Бержерака» в «Приюте комедианта»: режиссура была плоха, но многие рецензенты смолчали. Потом Корионов вернулся с постановки в Новосибирске с такой ругательной прессой, что даже не верилось глазам: а еще говорят, самые злобные критики живут в Питере. После «Дракона» лавочка закрывается, кредит доверия исчерпан.

Бургомистр - Александр Сулимов, Ланцелот - Сергей Перегудов



Покойный руководитель Театра им. Ленсовета Владислав Пази редактировал неудачные постановки молодых, помогал, доводил спектакли до ума. Если нынешнему художественному руководству театра недосуг заниматься подобными вещами, следовало хотя бы с большей придирчивостью оценивать спектакли, выпускаемые в репертуарный прокат. Пони – тоже кони, но далеко на них не уедешь.

Дракон - Сергей Мигицко



Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»

Фото: lensov-theatre.spb.ru.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях