Вокруг реформы системы подготовки водителей разыгрывается нешуточная борьба. ГИБДД подготовила законопроект, вводящий новые категории водительских прав, обязывающий получать водительские удостоверения владельцев скутеров и разрешающий сдавать экзамены на машинах с "автоматом". Ранее законопроект похожего содержания внесла в Госдуму "Единая Россия". В ГИБДД намерены "настаивать на собственных формулировках", в "Единой России" считают, что это "создаст ненужную конкуренцию".
Проект предлагаемых ГИБДД поправок к закону "О безопасности дорожного движения" опубликован на сайте МВД РФ.
Основное новшество, предложенное ГИБДД, – введение в соответствии с европейской практикой десяти новых подкатегорий водительских прав в дополнение к пяти существующим. Речь идет, в частности, о категории М – мопеды и скутеры с объемом двигателя менее 50 куб. см, А1 – легкие мотоциклы с объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см и мощностью не более 15 л. с., BE – легковые автомобили с прицепом массой более 750 кг (для остальных прицепов достаточно категории B). При этом ликвидируется категория Е (тягачи с прицепами), вместо этого нужно будет сдавать экзамены на новые подкатегории DE (тягач с прицепом массой более 750 кг) и D1E (автобус с прицепом массой более 750 кг).
Нововведения касаются только новоиспеченных водителей – автомобилисты, уже имеющие права, не должны будут проходить переэкзаменовку. Желающие получить права категории М должны будут сдавать только теоретическую часть экзамена и смогут это сделать только с 16 лет.
Также будет запрещено привлечение к работе водителей-иностранцев, имеющих права, выданные не в России. Штраф за нарушение этого пункта установят в размере 20 тысяч рублей.
Другие новшества связаны с процессом обучения. ГИБДД, в частности, предлагают запретить самостоятельную подготовку к экзаменам на права, без посещения автошкол: экстернат. При этом сдавать экзамены можно будет на автомобиле с автоматической коробкой передач – в правах будет делаться соответствующая отметка, пишет "КоммерсантЪ". Как пояснили в ГИБДД, езда с такими правами на машине с механической коробкой передач будет приравнена к езде без водительского удостоверения (машина в этом случае отправляется на штрафстоянку, на водителя накладывается штраф 2,5 тыс. руб.). Если же автомобилист сдал экзамены на автомобиле с "механикой", то ему разрешат управлять и машиной с "автоматом".
Законопроект разрешает автошколам принимать экзамены (сейчас это делается только в ГИБДД). Это право будет дано образовательным учреждениям, получившим добровольную госаккредитацию, для чего, в свою очередь, необходимо иметь собственный компьютеризированный автодром (позволяет сдавать экзамены без участия инспекторов). Ранее ГИБДД намеревалась применить это требование ко всем автошколам, но после вмешательства Федеральной антимонопольной службы от этой идеи отказались.
Как напоминает автомобильный портал "Колёса", в середине сентября глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев внес в нижнюю палату парламента законопроект, которым предлагается обязать водителей мопедов проходить проверку знаний Правил дорожного движения (ПДД) и получать соответствующие удостоверения.
Как было тогда заявлено в пояснительной записке, "проект закона подготовлен в целях приведения российского законодательства в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года.
Документ предусматривал введение новые категорий транспортных средств, снаряженных прицепами: "ВЕ" (для легковых), "СЕ" (для грузовых) и "DЕ" (для автобусов, том числе сочлененных).
Законопроектом также предлагалось отнести мототранспортные средства с максимальной скоростью более 50 километров в час и рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров, к подкатегории "А1" (легкие мотоциклы), автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн и до 7,5 тонн – к подкатегории "С1", автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест, – к подкатегории "D1".
Авторы документа поясняли, что с учетом зарубежного опыта введение в РФ соответствующих подкатегорий транспортных средств позволит дифференцировать условия получения права на управление транспортными средствами в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, обусловленной их техническими и эксплуатационными характеристиками.