В здании Фонда Михаила Шемякина, близ пересечения Садовой и Невского, открылась выставка с оригинальной кураторской идеей – «Крик в мировом искусстве». Это далеко не первый опыт Шемякина на подобном поприще: он уже показывал и шар в искусстве, и детей в искусстве, и смерть в искусстве. «Культурная столица» решила выяснить у знаменитого художника, в данном случае выступающего в качестве куратора, ради чего он развесил столько репродукций с изображениями кричащих людей.
– Чем отличается ваша выставка от фотогалереи, которую выдает поиск Google по слову «Крик»?
– Уровень того, что там, – это же самое скромное дилетантство, всё собрано абы как. А здесь очень сложные блоки. Крик делится на крик ярости, крик ужаса, крик отчаяния, крик приветственный. Потом делится на технологии: графика, допустим, гравюра, офорт, масляная живопись, скульптура. Подразделяется по эпохам.
– А какую цель преследуют подобное собирание образов и их систематизация?
– Цель – не изобретать велосипед. Основной бич сегодняшних художников – это отсутствие образования. Ко мне приезжают по контракту от Министерства культуры молодые профессора. Я работаю с глубинкой, потому что я больше верю в молодежь оттуда, нежели в молодежь Москвы и Петербурга, где слишком много искушений, слишком много испорченных молодых людей, которые думают слишком часто о деньгах, о тусовках, которых растлевает телевидение.
– Правильно ли я понимаю, что эта выставка является подготовительным этапом к изданию книги?
– У меня в библиотеке, которая представляет собой помещение в тысячу квадратных метров, три тысячи папок, забитых подобными материалами, на каждую тему по пять-шесть папок, а иногда и по двадцать, каждая папка покрывает собой выставочное пространство в 500 квадратных метров. Так что представьте себе объемы. Конечно, прежде всего было бы интересно делать книги. Но всё это колоссальный труд и колоссальные деньги. На протяжении сорока лет мне приходится покупать все художественные издания в трех экземплярах – одно идет в библиотеку как справочник, а два других разрезаются, потом страницы складываются по темам.
– А вам не кажется, что разглядывать репродукции небольшого размера гостю выставки может быть неудобно? Не перспективней ли делать медиаверсии подобных проектов?
– Мне поступает много предложений перенести всё это на цифровые носители, но, во-первых, всё это – необъятный материал. Поэтому у меня есть желание сотрудничать с издательством, у меня уже есть предложения. К тому же не все любят работать с компьютерным экраном. Сам я очень редко этим занимаюсь: только когда делаю сложные графические операции. Это раз. А во-вторых, я думаю, что со временем мы будем что-то выпускать для компьютера, например, некоторые мои фильмы, которые снял канал «Культура», они уже есть на дисках и иногда даже появляются в продаже. Так что всё в будущем.
Ольга Житлина
«Фонтанка.ру»
Иллюстрации: Фонд художника Михаила Шемякина.
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»