Почти 40 тысяч евро должна выплатить Россия бывшему ВИЧ-инфицированному арестанту питерских «Крестов». Принимая решение, Европейский суд по правам человека отметил, что лечить такого больного аспирином, маргарином и сахаром — бесчеловечно. По данным правозащитников, сегодня в российских колониях и тюрьмах находятся 55 тысяч ВИЧ-положительных.
Почти 40 тысяч евро должна выплатить Россия бывшему ВИЧ-инфицированному арестанту питерских «Крестов». Принимая решение, Европейский суд по правам человека отметил, что лечить такого больного аспирином, маргарином и сахаром — бесчеловечно. По данным правозащитников, сегодня в российских колониях и тюрьмах находятся 55 тысяч ВИЧ-положительных. Без ежедневного приема лекарств у них снижается иммунитет, они легко подхватывают и распространяют туберкулез, гепатиты, кандидоз, заболевают раком и умирают мучительной смертью.
По решению Европейского суда по правам человека российская казна должна выплатить своему гражданину более 37 тысяч евро. Как сообщили «Фонтанке» в Межрегиональной правозащитной ассоциации «АГОРА», ВИЧ-инфицированный житель Петербурга с помощью адвоката обратился в Страсбург по правам человека в ноябре 2005 года.
Уголовное дело в отношении заявителя было возбуждено 18 мая 2004 года, в тот же день он был арестован за покушение на мошенничество и помещен в изолятор временного содержания Невского района. Диагноз ВИЧ-инфекция мужчине был поставлен через два дня после ареста. Тогда же его перевели в следственный изолятор «Кресты». С октября 2004 года состояние здоровья подследственного стало ухудшаться.
Как сообщается в решении Европейского суда, арестант обратился в медицинскую часть следственного изолятора. Там ему рекомендовали принимать аспирин, папаверин и анальгетики. Мужчина попытался возразить, что такого лечения явно недостаточно. В ответ ему пригрозили карцером. В конце октября его все-таки поместили в одиночную камеру, которая располагалась в крыле изолятора с ограниченным доступом для содержания заключенных, приговоренных с пожизненному лишению свободы. В своей жалобе заявитель указал, что «одиночки» не имели центрального отопления, зимой температура опускалась до 7-10 градусов по Цельсию. Заключенные, которые содержались в соседних ячейках, утверждают, что камеры были в плачевном состоянии, без вентиляции и горячей воды, и что медицинский персонал редко туда заходил.
Также в своем обращении заявитель написал, что на его регулярные просьбы о предоставлении жизненно необходимых антиретровирусных препаратов медики «Крестов» предлагали анальгетики, а также давали в день чуть больше маргарина и сахара. При этом эскулапы якобы заявляли, что у них «нет лекарств для ВИЧ-положительных заключенных из-за отсутствия финансирования». Заключенному дважды отказывали в помещении в больницу на основании того, что там слишком много ВИЧ-позитивных пациентов и просто не хватает мест. Официальные ответы на свои жалобы об этом он так и не получил.
10 октября 2006 года заявитель был приговорен к пяти годам и двум месяцам лишения свободы.
«Основной спор сторон (при рассмотрении дела в Страсбурге — прим. ред.) возник вокруг вопроса о том, должно ли было быть назначено заявителю лечение жизненно необходимыми антиретровирусными препаратами в период содержания его под стражей, - отмечает председатель ассоциации «АГОРА», кандидат юридических наук, доцент Павел Чиков. - При этом суд установил, что решение этого вопроса относится к компетенции врачей. Однако в контексте прав человека имеет значение ответ на вопрос, обеспечили ли власти России заявителя минимальным уровнем медицинского обследования для своевременного начала лечения».
В своем решении Европейский суд сослался на рекомендации Всемирной организации здравоохранения, которые предусматривают специальный анализ крови для решения вопроса о необходимости антиретровирусной терапии. Стандарты, утвержденные Минздравсоцразвития России, также предполагают забор крови ВИЧ-позитивных не реже 1 раза в год для определения иммунного статуса. В представленных Россией документах говорится только об одном таком анализе крови заявителя, в мае 2004 года, после которого он больше не проводился. «В свете изложенного суд установил, что заявитель не получил минимальный уровень медицинского обследования для своевременного решения вопроса о начале лечения его ВИЧ-инфекции в период нахождения под стражей, что свидетельствует о неоказании ему адекватной медицинской помощи. Тем самым Российская Федерация допустила в отношении заявителя бесчеловечное и унижающее достоинство обращение», - говорится в решении ЕСПЧ.
Свою защиту Россия строила на утверждении, что заявитель получил адекватную медицинскую помощь в следственном изоляторе. Представители государства сообщили, что ВИЧ-позитивный осматривался компетентными врачами, подвергался ряду медицинских тестов на общий анализ крови. «В данном деле не было клинических признаков для необходимости заявителю антиретровирусной терапии. Он не жаловался администрации следственного изолятора на состояние своего здоровья. Он получил режим, соответствующий его состоянию здоровья», - настаивала Российская Федерация. Однако Европейский суд указал ответчику, что заявитель не обладает медицинскими познаниями, чтобы требовать специфического лечения в отсутствие предписания врача.
При этом суд выразил серьезную обеспокоенность выводом РФ об отсутствии необходимости в специфической терапии без проведения требуемых медицинских исследований крови заявителя: «Такое отсутствие контроля состояния здоровья заявителя в течение более шести лет вызывает сожаление». В результате Европейский суд признал Россию виновной в нарушении статьи 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о правах человека и основных свобод. Необоснованно длительное содержание в одиночной камере и отсутствие надлежащей медицинской помощи ВИЧ-позитивному Страсбургский суд отнес к бесчеловечному и унижающему достоинство человека обращению. Суд обязал Россию выплатить заявителю 27 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и 10 тысяч 91 евро для компенсации судебных расходов. Решение было принято судьями единогласно, включая представителя от России Анатолия Ковлера.
Между тем, согласно данным правозащитников, проблемы с медикаментами и квалифицированным обследованием за последние 4 месяца были зафиксированы в учреждениях пенитенциарной системы в Рязанской, Калужской, Тверской, Мурманской, Саратовской, Псковской, Тульской областях, республик Карелия, Татарстан, Чувашия, а также Пермского, Хабаровского и Забайкальского краев. Отсутствие препаратов признают как сотрудники ФСИН, так и прокуроры. Так, в октябре этого года заместитель начальника УФСИН России по Татарстану Николай Матросов открыто заявил: «Остается нерешенным вопрос лабораторного обследования ВИЧ-инфицированных (иммунный статус, вирусная нагрузка), на проведение которого на договорной основе по самым скромным подсчетам необходимо около 7-8 миллионов рублей дополнительного финансирования в год».
Напомним, что России не в первый раз приходится раскошеливаться из-за нарушения прав питерских арестантов. Так, в 2007 году Европейский суд обязал российские власти выплатить осужденному за воровство и сбыт краденого Андрею Фролову 20 тысяч долларов за «физический и моральный ущерб» от нахождения в следственном изоляторе «Кресты». Кстати, в очереди на рассмотрении в Страсбурге находится и жалоба «на нечеловеческое обращение» экс-депутата, а ныне признанного Верховным судом главаря банды Юрия Шутова, на счету которой: 6 убийств, 2 покушения на убийство, 1 похищение человека, 1 разбой, а также мошенничества с использованием служебного положения.
Юлия Никитина,
Фонтанка.ру