Вчера художественный руководитель МДТ Лев Додин благословил французского режиссера Клаудию Стависски и своих актеров на совместную работу над знаменитой пьесой Альфреда де Мюссе «Лоренцаччо». Одну из многочисленных кровавых историй преступной венценосной семейки Медичи петербургские зрители увидят 11 декабря 2010 года в день 200-летия выдающегося французского драматурга-романтика.
Вчера художественный руководитель МДТ – Театра Европы Лев Додин благословил французского режиссера Клаудию Стависски и своих актеров на совместную работу над знаменитой пьесой Альфреда де Мюссе «Лоренцаччо». Одну из многочисленных кровавых историй преступной венценосной семейки Медичи петербургские зрители увидят 11 декабря 2010 года в день 200-летия выдающегося французского драматурга-романтика.
Проект выглядит эффектным, и Лев Додин говорит о нем с видимым удовольствием. Впрочем, приподнятое состояние Додина связано еще и с его триумфальной премьерой – 9 октября он выпустил «Трех сестер», и это художественное событие сопоставимо разве что со спектаклем живого классика театра Кристиана Люпы, показанным в рамках фестиваля «Балтийский дом». Станет или не станет событием «Лоренцаччо» – не столь важно. Сверхзадача этого проекта красиво – во всех смыслах – завершить год тотального культурного обмена России и Франции, который начался, кстати, грандиозными и тоже триумфальными гастролями петербургской Малой драмы в Париже.
Утонченную пьесу об убийстве одного тирана во Флоренции на излете Ренессанса, сочиненную 23-летним Мюссе, поставит руководитель театра «Селестен» из Лиона Клаудия Стависски. Впрочем, сохранятся ли роскошные придворные костюмы героев, пока неизвестно. Г-жа Стависски сообщила только, что они с художником Кристианом Фенуйа (Клаудия сотрудничает с этим художником уже 25 лет, а петербуржцам он знаком по минималистской сценографии к спектаклю «Евгений Онегин» в Мариинке) решили использовать открытое пространство, лишь с помощью нескольких архитектурных и бытовых деталей обозначая то или иное место действия. Зато доподлинно известно, кто сыграет роль романтического героя, вынужденного носить маску капризного, высокомерного циника так долго, что расставание с ней в итоге стоит ему жизни. В роли Лоренцаччо на сцену выйдет Данила Козловский. И Лев Додин не без иронии напомнил журналистам, что Никита Михалков недавно назвал этого актера самым красивым артистом современного российского кинематографа.
Кульминация пьесы – убийство флорентийского тирана Алессандро Медичи его кузеном Лоренцо, который на протяжении всего действия выглядит его наперсником и шутом одновременно. Непристойные увеселения и сомнительные авантюры герцога Медичи (которого сыграет Алексей Морозов) провоцируют заговор республиканцев. На вопрос, не кажется ли Льву Додину эта пьеса актуальной до прямых аллюзий, он ответил, что прямых аллюзий вообще опасается, так как они уплощают любое художественное решение.
Представляя артистов режиссеру, а режиссера, соответственно, артистам, Додин и сам выглядел немного авантюристом – особенно, когда, оглядев два десятка актеров, рассевшихся полукругом в большом репетиционном зале театра, произнес: «Это абсолютно новый для вас пласт великой культуры (романтических французских пьес с их поэтическим пафосом и подчеркнуто литературным текстом в МДТ и впрямь не ставили никогда, эта интонация артистам в принципе незнакома. – Ж.З.). Желаю, чтобы в этом пространстве родился новый художественный мир. Отступать вам абсолютно некуда. До премьеры – чуть меньше двух месяцев».
Далее Лев Додин посоветовал артистам старательно переводить на свой язык всё, что скажет Клаудия Стависски и проявлять максимум инициативы. Впрочем, он также выразил надежду, прозвучавшую как уверенность, что в какой-то момент у Клаудии появится желание привлечь к работе его самого и его легендарного соавтора практически по всем спектаклям – специалиста по сценической речи, профессора Валерия Галендеева.
Вспомним, однако, что точно такой же – если не большей – авантюрой казалось в свое время обещание английского режиссера Деклана Доннеллана, приглашенного Додиным, поставить в МДТ «Зимнюю сказку» Шекспира за 11 репетиций. Знаменитого барда на тот момент в Малой драме тоже не играли, но спектакль в результате всех удивил свежестью и легкостью решения и актерской интонации. И до сих пор собирает полные залы.
В проекте «Лоренцаччо» ставка сделана на молодежь, но на сцене появятся и мастера: Петр Семак, Татьяна Рассказова, Александр Завьялов – «несгораемый» художественный фонд нынешнего МДТ, его надежный запас прочности.
Жанна Зарецкая
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба МДТ – Театра Европы, savelev-actors.ru.
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»