Алексею Нилову 46, в этом возрасте звезды обычно имеют солидный стаж вождения, но знаменитый мент, исполнитель роли капитана Ларина, водитель молодой. Сел за руль всего год назад, и теперь, по его словам, не мыслит своей жизни без автомобиля. «Водитель Петербурга» попросил Алексея посмотреть на автопроблемы свежими глазами.
– Алексей Геннадьевич, раньше в своих интервью Вы говорили, что машину не водите, на съемки Вас возит служебный транспорт, а по личным делам – жена. Что же теперь изменилось?
– Я, наконец, оставил свою любимую привычку – алкоголь. И стало мне настолько пусто без алкоголя, делать ну совсем нечего, что я пошел в тренажерный зал, в бассейн, сел за руль. Надо было заполнять как-то то пространство, что наполнял алкоголь. Он меня вводил в состояние прекрасной эйфории. Но, как ни печально сознавать, свое я уже выпил. Пускался во все тяжкие, трижды пережил клиническую смерть. Слава Богу, ангел-хранитель меня вытащил, да и дед наградил приличным здоровьем. Но наступил момент, когда я понял, что уже не тот: не могу выпить полтора литра водки так, чтобы никто по мне этого не заметил, чтобы мог я произносить текст роли с нормальным взглядом. 2007-й год вообще встретил в клинике Костюшко, были большие проблемы с поджелудочной, меня едва откачали. Вряд ли в таком состоянии я мог всерьез думать о новых ролях, серьезных проектах. Слава Богу, ума и силы воли хватило, чтобы завязать. И как только я сел за руль, с тех пор из-за него не вылезаю. Как будто заново родился за рулем.
– Какая у Вас машина?
– Смешная очень – Mercedes SLK 230 Kompressor. Место там для меня, для сумочки, и все. Первый автомобиль обычно у людей бывает седан, еще что-то, а я вот взял спортивный двухместный кабриолет, с железной откидной крышей. Хорошая машина, 1998 года, 170-й кузов. Именно такой я искал, потому что следующий кузов, 171-й – такой «обсосик» с круглой попочкой, кругленький, со звездой «Мерседеса». А мой – такой кирпичик рабочий, выпускался до 2004 года, а уже потом пошла мода на «обсосики». На этом 12-летнем автомобиле я прекрасно себя чувствую. У меня такое ощущение, что «Мерседесы» не ломаются, вообще никогда!
Как сейчас помню, 22 августа прошлого года я купил SLK, и вот с 22 августа сутками я не вылезаю, езжу, и не очень понимаю, чего можно шугаться, бояться на дорогах, если ты внимателен и концентрирован. Правила дорожного движения на самом деле довольно умные, читаешь то, что там написано, и понимаешь: а как можно иначе ехать? Ну а сейчас я другой автомобиль возьму себе.
– Какой же?
– Land Rover Freelander 2010, новый, в кредит. Меня устраивает соотношение цена-качество, с одной стороны, а, с другой, я отдаю отчет, зачем мне эта машина. Если для того, чтобы ездить в магазин, зал, бассейн, на работу одному и получать удовольствие, лучше SLK не найдешь. Но у меня отец (известный актер советского кино Геннадий Нилов, снявшийся в фильме «Три плюс два» – прим. авт.) живет в Приозерске, и сегодня мы ездим туда на BMW моей жены.
Но постоянно гонять за сто километров жену на БМВ по лесам, камням, пескам – это уж чересчур. Вот я и выбрал Freelander, потому что это оптимальный вариант для таких поездок, и цена мне нравится. Уже оформляю, все заказано, моя обновка идет из Англии. Хочу попробовать, что такое автомобиль из салона, что такое три года гарантии, обслуживание и все такое. Стоит ли овчинка выделки, потому что я всегда считал, что нормальную машину можно взять 3-х летку, 5-летку, в два раза дешевле.
На самом деле, конечно, я искал «Мерс». Нынешние ML-ки, хоть и хорошие, но мне не нравится внешний вид, дизайн. Хотя, если обвесить, как AMG, то будет красиво. Но на G мне жалко денег, я бы тут же взял G 500, не задумываясь, если бы у меня было несколько лишних миллионов. Взял бы Cayenne, но дизельный, трехлитровый, потому что его еще можно адаптировать к нашим дорогам. Я имею в виду «безпальцовые» варианты, но вкусные. Вот Range Rover я недавно смотрел – это хорошо, это прекрасно, но, извините, пять миллионов. Не думаю, что этот мешок с электроникой столько стоит, хотя, хорошая машина. Поэтому я вот так, по-простому, остановился на Freelander. К тому же существуют скидки для известный людей, еще какие-то скидки, да и не надо мне никаких наворотов: только кожа и автомат. Никаких люков, остальных дел, да и пакет курильщика ни к чему, потому что я не курю (очень смешно, я вчера посмотрел прикуриватель без прикуривателя – просто гнездо 12 Вольт).
– А SLK останется в Вашем автопарке?
– Нет, продаю. Жалко, конечно, я бы на своем любимце ездил и ездил, но мне еще одну зиму убивать жалко хороший автомобиль. Пусть кто-то купит, наслаждается. Вот Женя Сидихин (знаменитый актер, партнер Нилова по сериалу «Литейный, 4» – прим. авт.) хотел его взять, на съемках в Пушкине он говорит: «Дай-дай, я посмотрю. И как ты в него влезаешь?» Я говорю: «Женя, да в нем спать можно». У Жени FJ Cruiser, а он хотел взять еще и мой SKL себе на лето в Геленджик, потому что летом там живет его семья. Но Женя все-таки по комплекции чуть поплотнее меня, и в салоне ему тесно.
– Евгений Сидихин мне рассказывал, что в Москву постоянно на джипе ездит сам за рулем. А Вы на такие подвиги не способны?
– Пока нет. А Женя действительно ездит везде. Рассказывал, что из Праги собирается поехать в Ниццу. Женька молодец, живет полной жизнью, как нормальный взрослый мужчина.
– А сыну своему машину отдать не собираетесь? Он ведь уже вырос.
– Да, Митя учится в консерватории, талантливый музыкант-перкуссионист. Можно было бы сыну отдать машину, но, к сожалению, я влезаю в кредит. Сын сдал на права, причем абсолютно сам, добросовестно отучился. Единственное, чем я помог: позвонил и сказал, чтоб его изо всех сил дрючили там! Я заплатил за обучение, часто звонил и спрашивал как он там. Его педагоги отвечали: «Не бойтесь, Алексей, мы его выучим!». И Митя был горд тем, что все сдал сам, с первого раза.
– А Вы в свои сами легко выучились, сдали на права?
– Я по своей лени абсолютно не признаю «кочергу» – механику. На ней выучился, сдал все, но для себя сразу решил, что в обычной жизни буду ездить только на автомате. В городе, в пробках замучаешься «кочергой» туда-сюда ворочать.
– В ДТП уже попадали?
– За год ничего серьезного. Однажды меня «КАМАЗ» зацепил, потому что водитель в своей кабине в пяти метрах над дорогой сидит, и мой спортивный SLK он просто не заметил. У «Звездной» дал мне в бочину, но я ушел быстро, аккуратно. И он уехал, даже не поняв, поцарапал ли дверь, заднее крыло. Я не стал устраивать разбирательство: Бог с ним, единственное ДТП за лето. А за эту снежную зиму вообще ничего не случилось. Я садился на брюхо во дворе на глыбах ледяных, так меня добрые люди вытаскивали. Купил саперочку, откапываться из сугробов. На зимней резине, на шипах, в режиме «winter» аккуратно отъездил.
– А с Вашими друзьями, коллегами ДТП в последнее время случались?
– Витя Соловьев из «Лицедеев» (знаменитый мим и худрук «Лицедеев» уже давал интервью «Водителю Петербурга» – прим. авт.) рассказывал, что на днях попал в яму на кольце, чуть не убился насмерть. Говорит, шел по кольцу под дождем, то ли железяка лежала, то ли еще что-то. И он на приличной скорости на джипе своем «убрался» просто, вылетел так, что ужас. Слава Богу, люди внимательно сзади ехали, успели – кто притормозить, кто обойти, иначе бы кучу-малу собрал. Мы с Витей встретились, а он говорит: «Слушай, я не выспался, только в три часа притащил машину на эвакуаторе с кольца до дома. Вышиблено все!»
– Вы автомобилист молодой, но уже приняли участие в акции «Водитель! Береги жизнь детей!», выступили перед школьниками. О чем рассказывали?
– Нилов же дурак, всегда всю правду говорит! Все нормально прошло: нагнали детей, они рты пораскрывали, слушали. К моему удивлению, серьезно отнеслись, я бы в их возрасте обстебался. Я сказал им, что надо быть внимательным, потому что на дороге полно дураков, и только жди сюрпризов. Если даже горит зеленый свет, это не значит, что надо тут же идти, а лучше сначала посмотреть внимательно, а потом уж отправляться в путь.
По себе знаю, если едет по Московскому проспекту правительственный кортеж, то простым смертным совершенно непонятно, что делать. Дети меня спрашивают: «Как переходить дорогу, если загорается на 10 секунд зеленый свет, а ее надо переходить за 30?» Я говорю: «У меня рядом с домом на Московском проспекте та же самая история». Моя соседка-бабушка едва успевает до половины Московского дойти, как все выключается, потому что правительственная трасса. А когда перекрывается, то людям вообще не пробраться. Я вот все думаю: неужели вот эти дяденьки, что важно сидят в служебных машинах, не чувствуют того мата, который льется на них со всех сторон, когда они создают пробки по городу?!
– Какой Вы водитель?
– Внимательный. И недоверчивый. Не еду на «зеленый», если не посмотрел по сторонам. Если загорелся «зеленый», это не значит, что какой-то идиот не летит на «красный». Я буду пропускать, но если есть возможность не пропускать – не буду. Надо по уму всё распределять.
– И все же многие сомневаются, что в 45 лет можно спокойно впервые сесть за руль!
– За руль можно сесть и в 80. При автомате вообще нет никаких проблем. У меня есть две педальки – всё! Нажал – поехал, нажал – остановился. А все остальное – сиди внимательно и смотри. Механика, на мой взгляд, нужна на трассах, на ралли, а в городе, в пробках – тык-тык-тык, рука отвалится.
– Согласны с тем, что на питерских дорогах царит беспредел?
– Абсолютный беспредел. Водители дурно воспитаны, процветает хамское отношение друг к другу.
– А в Москве?
– Там вообще ужас. Хотя я Москву неважно знаю – как только отработал там, стараюсь побыстрей улизнуть в аэропорт, и домой, в Питер. На Москву смотреть страшно, во всем хаос, дисгармония. Едут рядом убитый «жигуленок» и пафосный «Роллс-Ройс», друг друга ненавидят. А вообще, каких только экземпляров на дороге не насмотришься! Я знаю человека, который себе поставил третью турбину на Cayenne, то есть у него Turbo, но он поставил третью и теперь у него 700 лошадей в Cayennе.
– Зачем они ему?
– А кто ж его знает? Так ему интересней. С другой стороны, в 90-е мне рассказывали о человеке, который когда 600-е появились, пригнал 600-й очень хорошим мастерам и заказал, чтобы они сделали его на 20 сантиметров шире. Просто весь кузов, раму на 20 сантиметров шире. Его спросили: «Зачем?» «Вы не врубаетесь, я приезжаю на стрелку, стоят двадцать 600-х одинаковых, а мой на 20 сантиметров шире!» Он заплатил безумные бабки, ему все сделали. Как они раздвинули, что впаяли, что переделали – не знаю! Но кузов стал шире на 20 сантиметров остальных 600-х, и заказчика распирало от гордости!
– Жив ли бедолага, уцелел ли в бандитских войнах?
– Понятия не имею. А еще один мой знакомый, одноклассник, так прикололся: попросил знакомого слесаря, чтобы тот свинтил значок шестерку с 600-го и заменил на точно такую же, но восьмерку. Когда привинтил – эффект был убийственный. Я специально оборачивался посмотреть на рожи тех, кто стоит на светофоре, когда мы уходили с «зеленого». А потом к нему подходили: «Правда, 8 литров?» «Да, специальный заказ!» Я ржал от души! Вот такими были лихие 90-е. Но и сегодня кто-то привинчивает на «Ладу Калину» «Мазератти».
Стремление к мощным машинам понятно, но в наших условиях это зачастую выглядит смешно. На Западе – другое дело. У меня есть новоиспеченный родственник, я дочку его крестил, так у него Cayenne Turbo, 500 сил. Но он нужен для жизни: в Рим выехал из Генуи, бросил 2 евро в ведро, вышел на бан, притопил в Милан – улетел, притопил – обратно в Геную. То есть там понятно, куда девать эти 500 лошадей, а здесь – не знаю. Там красиво ездят и «Мазератти», «Макларены», и на SLR там есть куда деть эти 626 сил, куда нажать!
– Но в городских условиях на Западе многие богатые люди предпочитают экономичные машины.
– Я не очень богат, но предпочел экономичную (смеется). Потому что во Freelander написано 2,2 литра турбодизель, 160 сил. Хотя я на нем поездил, в переводе на бензиновый это где-то за 200, наверное. Это здорово. Но я буду платить налог за 160. И дизеля он ест – я заправлюсь на 500 километров, на неделю, короче. Это не очень сэкономит мои средства, но пусть будет так. Потому что ради прикола взять Westminster Range Rover и ездить вокруг заправки – мне это не надо. Не престижно, ну пусть не престижно! SLK 1998 года тоже не сильно престижно, а мне приятно, потому что я чувствую, как включается компрессор, слышу, как он меня слушается, как шинки нагреты, как коробочка работает. Машина просто убойная, потому что там действительно все слышно.
– Ваш отец Геннадий Нилов водит машину?
– У него права с пятьдесят пятого года, но машину так и не что было купить при актерских заработках того времени.
– В кино за рулем Вам приходилось сниматься?
– Частенько. Вот года два назад снимался в фильме «Бумеранг», когда у меня прав еще не было. Ездил нормально, без дублера, даже в городе. Тогда-то убедился, что перед машиной не комплексую. Когда SLK купил, то каждый вечер кружил по городу, когда улицы пусты, чтобы понять машину.
– У Вас есть машина мечты?
– Нас с женой недавно пригласили на тестирование всего модельного ряда Porsche 2010 года. Мы были в ролях вип-клиентов, и впечатления остались просто безумные. Естественно, Porsche – это машина абсолютно не для нашей страны, никакого отношения к передвижению по городу не имеет. Но на полигончике за гостиницей «Прибалтийская» мы поездили на всех Cayenne S и Turbo, 400 и 500 лошадей. А потом, как сказал инструктор: «У нас сегодня три упражнения: Cayenne S Turbo, Panamera, на которой вы выезжаете в город и катаетесь, и Cayman S, Carrera S и 911-й». На спорткарах мы ездили по трассе наподобие «Формулы-1», они сделали петлю, все выложили – и мы гоняли по два круга на каждом автомобиле. Я не выдержал, попросил проехать еще два круга на Cayman. Это мой самый любимый автомобиль, по многим параметрам, хотя бы потому что двигатель у меня за спиной, находится перед задней осью, и это очень чувствуется. Я проехал еще два круга на Cayman и просто счастлив. Как сказал один товарищ, который ездил на Panamera: «Это не машина, это эмоции. Если у вас есть 10 миллионов, то отдайте их и возьмите эту эмоцию».
Мы ехали по Васильевскому, суббота, никого на дорогах. Я нажал на педаль, и она так чудесно задирает носик, довольно большой спорт-седан. Вот это опыт шикарный. Надеюсь, меня позовут еще зимой по льду и снегу погонять на Cayenne