Петербурженка сфотографировалась на загранпаспорт в хиджабе. Юристы и правозащитники считают это прецедентом, сотрудники миграционной службы — нормой. Более того, прописанной в законе. Из-за чего гражданина могут попросить повторно сходить в фотоателье, узнала «Фонтанка».
По лентам петербургских информагентств 5 октября прошла информация: в городе отмечен прецедент — мусульманка добилась права сфотографироваться на загранпаспорт в хиджабе.
Если обратиться к закону, то никакой сенсации тут нет. Регламент по оформлению гражданского и заграничного паспортов разрешает вклеивать в документы фотографии в головных уборах, если того требуют религиозные воззрения. Однако в правилах четко прописано, что головной убор, в данном случае платок, не должен скрывать овал лица.
Как пояснили «Фонтанке» в УФМС по Петербургу и Ленинградской области, Камилла Капустинская, исповедующая ислам, обращалась к ним неоднократно. И основания для того были достаточные. Дело в том, что когда женщина в первый раз принесла фотографию в хиджабе, ей действительно отказали в приеме документов. Но именно на том основании, что платок был слишком низко надвинут на лоб и закрывал щеки. Ее попросили принести другое фото, соответствующее административному регламенту. Кроме того, ей посоветовали поменять и гражданский паспорт, потому что там она изображена вовсе без платка и выглядит иначе, чем сейчас (между тем, оба документа нелишне привести в соответствие друг другу). Тем более, что женщина требует, чтобы отныне ее образ в государевых бумагах соответствовал ее религиозным убеждениям.
«Ей просто порекомендовали это сделать, но заставить человека мы не можем», - отметили в УФМС. Однако менять свой общероссийский паспорт женщина отказалась. В связи с этим ее попросили дать расписку: если из-за того, что она по-разному выглядит в документах, у нее возникнут проблемы, например, на границе, то миграционщики ответственности за это нести не будут.
Многочисленные форумы, посвященные заграничному туризму, изобилуют обсуждениями того, какую фотографию необходимо предоставлять для оформления заграничного паспорта. Где-то по старинке просят принести пленку из фотоателье, где-то только черно-белую, в другом месте — цветную, но с определенными параметрами. В целом ситуацию можно охарактеризовать так: все зависит от конкретного сотрудника. И от обычного для России дела — незнания законов. Между тем, последние же дают весьма конкретные указания относительно того, как должна выглядеть фотография. Голова не должна быть куда-либо повернута, смотреть нужно прямо, выражение лица — нейтральное, брови должны иметь нормальное положение (не приподняты, как при удивлении, не сведены к переносице), глаза «нормально» открыты, смотрят в камеру, рот закрыт. Последнее, кстати, снимает и еще один распространенный вопрос - можно ли улыбаться на фотографиях. Что до фона, то он не должен иметь какой-то фактуры, должен быть равномерным, впрочем, рекомендуется, чтобы он содержал до 10% серого или светло-голубого тона.
Многие ссылаются на то, что, например, в американское консульство даже и соваться не стоит, если на фото — смурное выражение лица. Специалисты находят для этого весьма неординарное объяснение: в Америке принято улыбаться, в том числе и незнакомым людям. Русские, выезжая за рубеж, стараются соответствовать принятым там правилам поведения и тоже растягивают губы в улыбке. Идентифицировать улыбающегося туриста по его грустной фотографии может оказаться делом не из легких. О советско-российских паспортах на этот счет бытует такой анекдот: «Если в вашем фотоальбоме одна фотография, и вы на ней не получились и сняты с серьезным лицом, то этот фотоальбом — ваш паспорт».
Вообще же на петербургские паспортные столы грех жаловаться. В одном из них, например, гражданину Рудольфу Каграманову, также известному как Король Скандалов, выдали весьма оригинальный документ. У него в паспорте увековечена не только огромная бабочка с надписью, но и корона на голове. Правда, из волос — водрузить на себя атрибут королевской власти Каграманову все-таки запретили.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»