Компьютерная система Сбербанка в субботу, 2 октября, на некоторое время была фактически парализована. Петербуржцы не могли пользоваться банковскими картами - получить наличные и оплатить мобильную связь было весьма затруднительно. Оценить масштаб проблемы и сроки ее устранения было не у кого, живых людей в головном офисе не оказалось, а робот-автомат отвечал лишь одно - «вы позвонили в Сбербанк России в нерабочее время». Это можно было перевести как «приходите завтра».
Сбой в компьютерной системе Сбербанка, обслуживающей операции по банковским картам, длился около полутора часов. Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Северо-Западного отделения банка, «проблемы с обслуживанием продолжались с 16:41 до 18:21».
Из-за этих технических неполадок у части клиентов заблокировались средства, которые участвовали в транзитных операциях. Например, обладатель карты хотел снять деньги в банкомате, но не мог: со счета они списывались, но «на руки» не выдавались. И наоборот — при попытке положить наличность деньги исчезали в чреве железного сейфа, но не зачислялись на счет. Невозможно было расплатиться в магазинах, на заправках, оплатить услуги мобильной связи и прочее. В редакцию «Фонтанки» стали поступать жалобы от горожан, которые столкнулись с этой проблемой.
Узнать, что происходит, удалось не сразу. Попытки с десятой ответила оператор информационной службы Сбербанка, которая подтвердила, что проблемы есть, но все под контролем. Официальные лица, которые могли бы прокомментировать ситуацию, оказались недоступны, а неофициально корреспонденту «Фонтанки» сказали, что неприятность, вероятней всего, связана с серверами, находящимися в Москве, к которым подключена банковская система, работающая в нашем городе. В столице на том конце провода отвечал робот: "Здравствуйте. Вы позвонили в Сбербанк России в нерабочее время". После чего следовали гудки.
Ликвидация последствий началась сразу же после устранения сбоя. Как сообщают в пресс-службе банка, эта «работа полностью завершилась к 13:48 воскресенья, 3 октября». При этом конкретные причины неполадок там сообщить отказались. Зато принесли официальные извинения за доставленные неудобства.
Напомним, что для оспаривания банковской операции держателям карт Сбербанка обычно надо писать соответствующее заявление в одном из отделений. В информационной службе банка «Фонтанке» сообщили, что в таких случаях «оно рассматривается в сроки от 3 до 120 дней», соответственно, и деньги возвращаются не раньше, чем через 3 суток. В данном случае финансовое учреждение не стало дожидаться потока заявлений, а принялось за самостоятельную «работу над ошибками». Клиентам, на которых по какой-то причине не распространилась «автоматическая реабилитация», порекомендовали самостоятельно оформить претензию.
Кстати, не во всех банках этот процесс требует личного визита в отделения. В "Банке Санкт-Петербург", например, возвращение средств на счет занимает несколько минут. Держателю карты необходимо только позвонить в сервисную службу. «У операторов есть специальный доступ, и они могут в режиме он-лайн увидеть, где произошла ошибка. И уже через несколько минут деньги будут переведены обратно на счет», - рассказали «Фонтанке» в пресс-службе банка.
Клиент "Петровского" банка может оспорить операцию с помощью электронной почты. «А деньги он получит в зависимости от природы сбоя. Это может занять даже несколько минут, максимальный срок — 30 дней», - добавили в пресс-службе «Петровского».
В «Альфа-Банке» деньги вернут не ранее, чем через 10 дней. Но заявление также возможно оформить по телефону. При этом в банке отмечают, что их клиентам такие сбои точно не грозят: «Чаще всего это случается из-за неполадок электропитания или проблем с программным обеспечением. В нашем банке установлены и системы резервного электропитания, и комплекс дублирования операций, позволяющий в любой момент переключиться на запасные серверы с возможностью восстановления базы данных на любой момент транзакций».
В «Агросоюзе» о подобных форс-мажорах даже не задумываются. «У нас сбоев ни разу не было, - рассказал «Фонтанке» вице-президент и руководитель Северо-Западного регионального центра банка «Агросоюз» Сергей Щербаков. - Вообще, у больших банков такие проблемы случаются, и они более заметны. У нас же такого не бывает».
В Сбербанке же этот сбой, отметим, был не первым. Более трети московских филиалов в конце июля прошлого года также вышли из строя из-за компьютерных неполадок. Проблемы в московских отделениях были и летом 2008-го.
Валерия Петрова,
Фонтанка.ру