Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Выбор Латвии - право на бедность

Выбор Латвии - право на бедность

283
segodnya.ua

Парламентские выборы прошли в Латвии 2 октября. Одна сенсация не случилась - «прорусская» социал-демократическая партия «Центр согласия» (ЦС) не получила ожидаемого числа голосов, другая сенсация произошла — латышские избиратели проголосовали за объединение, которое «полоскало» их в пучине кризиса и собирается вести заданным курсом впредь. Почему люди готовы голосовать за тех, кто реально делает их жизнь хуже, меняя возможность зажиточной жизни на национальную идеологию?

Парламентские выборы прошли в Латвии 2 октября. Одна сенсация не случилась - «прорусская» социал-демократическая партия «Центр согласия» (ЦС) не получила ожидаемого числа голосов, другая сенсация произошла — латышские избиратели проголосовали за объединение, которое «полоскало» их в пучине кризиса и собирается вести заданным курсом впредь. Почему люди готовы голосовать за тех, кто реально делает их жизнь хуже, меняя возможность зажиточной жизни на национальную идеологию?

ЦС, созданное немногим более пяти лет назад политическое объединение классической социал-демократической направленности, в преддверии выборов держался в лидерах. В его основные постулаты входил, помимо всего прочего, интернационализм — ЦС позиционировал себя как левую политическую силу для всех латвийцев, хотя, конечно, в первую очередь локомотивом его были русскоязычные (в том числе русскоговорящие) латыши.

ЦС подвергался критике со всех сторон. Другая «прорусская» партия «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ) упрекала объединение в соглашательстве и ассимиляции, ну а латышские партии — в следовании интересам России и попытках расколоть латышское общество, соблазняя его социал-демократическим путем развития общества, что в глазах правобуржуазных современных латышских политиков суть ересь.

Год назад ЦС с 40% голосов выиграл муниципальные выборы в Риге, и его лидер Нил Ушаков стал мэром Риги. Сейчас его работу поддерживает более 70% жителей города, то есть и латышский электорат. По стране ЦС рассчитывал получить от 33 до 40% голосов, чему были вполне определенные резоны — главный соперник, наскоро сколоченное предвыборное объединение «Единство», которое возглавляли руководители нынешнего правительства, должен был провалиться с невразумительными обещаниями исправить ситуацию в разваливающейся экономике Латвии, которая существует лишь благодаря траншам ЕС и МВФ.

У ЦС в свою очередь было все — и уже показавшая себя команда хозяйственников, и экономическая программа, которая включала резкую активизацию работы на восточном направлении - развитие транзитного плеча в Западную Европу через Латвию. Расширение Рижского свободного порта, новые паромные и авиалинии, активизация железнодорожного сообщения могли бы несколько скорректировать «русский транзит» в Европу, сместив его из Финляндии в Латвию. Рост российского туризма, выгодные проекты по организации производства в Латвии (как на территории ЕС) и даже получение вида на жительство ЕС при сравнительно небольших инвестициях — все это могло дать новые рабочие места.

Одно было плохо — эта активность вновь породила страхи части латышского электората. «Русские придут и скупят Латвию», - вновь начали стращать националисты, и, как видим, сейчас они празднуют успех. На прошлых выборах националистическое объединение TB/LNNK едва переползло через 5% барьер, а ныне, мобилизовав молодежь из VL, имеет аж 7,5% процента, что дает шанс остаться в правящей коалиции.

Большинство отдало право управлять страной тем, кто это уже делает - просто потому, что других нет, а за русских голосовать большинство латышей еще не готовы. Русские — по-прежнему наследники оккупационного режима, «чужаки», и доверить им свою страну (по сути сейчас аграрно-бюрократическую) жители Латвии не могут.

И вот результат по данным 95% голосов:

«Единство» - 31%

ЦС — 26%

«Союз зеленых и крестьян» — 19%

«За лучшую Латвию» - 7,5%

VL-TB/LNNK – 7,5%

«ЗаПЧЕЛ» — 1,5%

Продолжение следует

Латвийские выборы и последующее формирование правительства сначала пугают своей непредсказуемостью, а потом именно этим увлекают — ничего здесь нельзя прогнозировать стопроцентно.

Формально в гонке участвуют целых 13 политических единиц, правда, не все из них партии. Главные игроки — это предвыборные или политические объединения. Одни из них, как, например, социал-демократический ЦС или националистический VL-TB/LNNK - структуры устоявшиеся, другие, как новообразованное буржуазно-бюрократическое движение «За лучшую Латвию» или чисто политбюрократическое «Единство», специально сколачивались для выборов.

В результате, как заметил лидер рижского отделения ЦС Сергей Мирский, «возможно все», в том числе после выборов, поскольку политика в Латвии чрезмерно персонифицирована. Например, «Союз зеленых и крестьян» во главе с мэром города Вентспилс А.Лембергсом (крепким хозяйственником в стиле Лужкова) мог бы и войти в коалицию с «Единством», но это только при условии, если старые враги Лембергса из «Единства», которые уже пытались посадить «крепкого хозяйственника» в кутузку, пойдут на мировую. Но могут и не пойти, и тогда Лембергс может отколоться в самостоятельную единицу (все равно уже сидит в парламенте) и блокироваться, например, с «Центром согласия» и, став премьером, «воздать своим гонителям».

Как отметил в интервью агентству BNS латвийский политолог Ивар Иабс, «Союз зеленых и крестьян» будет играть самую большую роль, потому что они готовы создать любую коалицию с кем угодно и когда угодно».

Кинуть свое объединение, переметнуться после выборов — в латвийском парламенте в порядке вещей. Самое интересное — это создание правящей коалиции, и в этом латвийские политики не имеют себе равных. У всех на слуху политическая судьба нынешнего правонационального политика Гиртса Кристовскиса, который успел за 20 лет поменять то ли пять, то ли шесть партий. Он, правда, не один такой, но это очень показательный пример. Как говорится, вовремя предать...это проявить здравомыслие? Все вспоминают также 5-ый сейм, который был сформирован одними партиями, а закончил существование с совершенно другими.

Поэтому, говоря о сенсациях, победах и поражениях, надо понимать - «еще не все предрешено» - через месяц, который пройдет в дебатах и консультациях, старые планы могут рассеяться как дым. И все же, кое-что уже можно сказать...

Вперед, в прошлое

Выборы в Латвии показали непреходящую ценность теории классового антагонизма. ЦС не просто партия, которая выступает за прогрессивный налог, защиту пенсионеров и соблюдение прав человека независимо от его национальности. Эта партия связана со своей социальной базой — мелким и средним бизнесом, технической интеллигенцией, представителями промышленной буржуазии и промышленными рабочими. Все они по Фурье - «индустриалы», кровно заинтересованные в активной деловой жизни, дающей рабочие места и делающей бизнес прибыльным занятием. Эта ниша в Латвии всегда была связана с немецким, еврейским и русским (в широком национальном смысле этого слова) населением. Доля промышленных рабочих, инженеров и деловых людей была не столь значительна, и эти латыши всегда были весьма интернационально настроены.

«Единство» и «Зеленые и крестьяне» ориентируются совсем на другой электорат. Его социальная база — индивидуальные крестьяне, жители маленьких городков и...бюрократия, гигантская бюрократическая машина, которая черпает свои силы из этой сельской массы. Их идеал — лишенная большой индустрии, тихая и зеленая сельская Латвия, в которой так уютно жить, петь народные песни и танцевать, принимать культурных этно- и экотуристов, даруя им сладость «тихого отдыха». Для них нет необходимости в расширении рижского порта, аэропорта, строительства новых заводов и терминалов. Они прекрасно понимают, что все это только будет требовать новую рабочую силу, которую придется завозить из-за рубежа, и тогда мечта о тихой Латвии, которая вполне может жить как европейский природно-этнографический заповедник на европейские деньги, рухнет.

Это ЦС и его сторонники просто в шоке, когда в конкурсе на строительство в аэропорту новой багажно-сортировочной системы местная компания LNK в содружестве с немецкой Hermos Systems, предлагавшая сделать работу за 775 тысяч евро, проигрывает английской Logan Teleflex, запросившей за то же более миллиона. Для национально ориентированного селянина это нормально — у англичан хорошая репутация, и решение принимали свои, родные, бюрократы.

На кону теперь огромный тендер на строительство более 30 дизель-электрических поездов для Латвии. Кто их будет делать — рижский вагоностроительный завод вместе с Bombardier? Или заказ уйдет швейцарской Staler. Так называемое «национальное правительство» в открытую лоббирует интересы... швейцарской компании.

Латвийские выборы очередной раз продемонстрировали — далеко не всегда перспективы улучшить свою жизнь привлекательнее для избирателей, чем нежелание что-либо менять в своей жизни. И эта социальная инертность не «родовое пятно» россиян или, так скажем, русских — как раз в Латвии «русские» - это такие «американцы», которые готовы к переменам, хотят их и, как показывает рижский опыт, могут что-то делать. Вопрос в том — какая у кого мотивация. И на какой платформе могут договориться столь разные силы — тоже вопрос. Этот урок латвийских выборов применим к любой стране — и уж тем более к России.

Константин Ранкс
для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях