Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино «Настоящая легенда 3D»: Новое платье ушуиста (фото)

«Настоящая легенда 3D»: Новое платье ушуиста (фото)

1 121

Фильм Юэня Вупина «Настоящая легенда 3D» убедительно доказывает: китайско-гонконгским танцевально-боевитым легендам третье измерение тоже не к лицу. Даже если по плечу.

Возможно, формату 3D и суждено удержаться на плаву еще хоть лет пять; правда, сомнения в этом множатся с каждым 3D-фильмом. Несомненно, однако, что круг жанров, где он будет в ходу, окажется весьма узок – и очень четко очерчен.

Продолжится фантазийная традиция «Аватара»: изобретатели новых воображаемых миров падки на любые кинотрюки, хотя опыт пустейшего и беспомощного «Повелителя стихий» М. Найта Шьямалана должен бы отпугнуть. Соблазнителен 3D и для тех жанров, где на первый план выступает человечья плоть, – хоррора и порно. Возможности трехмерного боевика уже сомнительней: можно лишь показать, как медленно в рапиде летит пуля прямиком на камеру, – иных новшеств там не придумаешь, а этого одного хватит лишь на короткометражку. Зато не видать нам, по счастью, ни 3D-комедий, ни 3D-мелодрам, ни даже 3D-триллеров. Фильм Юэня Вупина «Настоящая легенда 3D» («Su Qi-Er») убедительно доказывает: китайско-гонконгским танцевально-боевитым легендам третье измерение тоже не к лицу. Даже если по плечу.



За вычетом новомодного формата, «Настоящая легенда» – добротный образчик жанра, поставленный мастером оного. Схватки изобретательны, исполнители умелы; и даже фабула (казалось бы, последняя забота) не без выдумки. Самые эффектные эпизоды – обучение главного героя у самого бога ушу – происходят исключительно в его воображении, так что жена начинает беспокоиться о душевном здоровье супруга; напрасно, это у него такая внутренняя борьба. По меркам серьезного кино – ход смехотворный, по меркам жанрового – серьезный и даже смелый. Сомнения, в горниле которых выковывается победительный характер протагониста, – неотъемлемый элемент жанра, но никогда еще он сам не оформлялся как бой, да еще такой подробный и мастерский.

А на последнюю треть фильма герои, разрешив стандартную драматическую коллизию, внезапно перемещаются из легендарного прошлого в прошлое историческое и даже сравнительно недавнее – эпоху британского владычества в Китае, вторую половину XIX века. Перемещаются без объяснений и оправданий, с восточной невозмутимостью. Их, оказывается, ждет эпилог: схватка с рестлерами-качками, которые подло громят мастеров ушу и как бы символизируют британский гнет. Если учесть, что предводителя этих качков – по имени, вы не поверите, Антон, – играет несомненный янки Дэвид Каррадайн (недавно усопший, мир праху его), а одного из них зовут, вы не поверите, Молотов, – то картина британского гнета получается, скажем так, не вполне достоверной. Но этот упрек гонконгским мастерам боевых киноискусств – с их навязчивой манерой летать по воздуху и протыкать двумя пальцами собеседников – вряд ли стоит предъявлять. Зато они всегда в гармонии с пейзажем. А пейзажи в Китае превосходные.



О том и речь. Специфика китайского пейзажа обусловила национальный стиль пейзажной живописи: в которой изображение не разворачивается в глубину, а разложено на чередующиеся планы, словно ширмы в старинном восточном театре. Здесь, как известно, даже дома развернуты к зрителю тремя стенами. Какое 3D?! Имитация трехмерности – головная боль западной визуальной культуры, одержимой точками схождения перспективы и искажением масштабов по мере удаления. Восточная оптика по сути иная. Для человека сведущего нет более бредовой картинки, чем в начальных титрах «Настоящей легенды», где силуэты китайских бойцов в национальных костюмах дублируют друг друга, как бы уходя в глубину. Эта «череда» глубоко укоренена в европейской живописной традиции, от Учелло до Дюшана; в китайской же даже намека на нее не сыщешь. И чужеродностью иноземной технологии разит от всех кадров, которые Юэнь Вупин постарался обрядить в 3D-платье.



Есть странная логика в том, что чудной фабульный прыжок из эпохи в эпоху пришелся именно на пробу формата. Врет автор, врет: не победили мастера ушу рестлеров-колонизаторов, не выпрямились во весь рост на опустевшей арене, с которой уволокли тела побежденных. Прогнулись, присмирели, остригли косички. Свернули пыльную ширь китайской пустыни и изысканно распластанный силуэт китайских гор в рулончик европейского проспекта. И недаром фильм Юэнь Вупина про бойца Су, генерала Ма и губернатора Юаня посвящен памяти Дэвида Каррадайна. Кажется, на сей раз победа все-таки осталась за ним. Одна надежда – что лишь на сей раз. Слишком уж явно не впору оказалось новое платье. А косичка отрастет вновь. Понудив снять нелепую сорочку с отложным воротником – и вновь облачиться в шелковый костюм с вышитым золотом драконом. Неотличимым от силуэта китайских гор.



Алексей Гусев
«Фонтанка.ру»

Фото: Shanghai Film Group.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях