Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки «Дождь в Петербурге»: Мокрое место (фото)

«Дождь в Петербурге»: Мокрое место (фото)

432

В Музее истории Петербурга отмечают приход осени – здесь открылась выставка «Дождь в Петербурге» и можно ознакомиться с трехвековой историей войны с непогодой. Выставлены различные боевые снаряды: от зонтов, плащей и галош до водосточных труб и способов мощения улиц, а также ряд произведений искусства, посвященных сюрпризам от небесной канцелярии. К этой внушительной музейной коллекции фонд «Про Арте» добавил немного современного искусства, ироничного и поэтичного.

По статистике, в Петербурге 115 дождливых дней в году. Плюс еще 111 со снегом и мокрым снегом. Некоторые европейские деревни могут похвастаться еще большей сыростью, но среди мегаполисов, вероятно, не найдется другого такого же «города дождей». За триста лет климатическая особенность стала частью образа Петербурга, столь же значительной, как белые ночи, и не могла не отразиться в культуре, и бытовой, и художественной. Выставка в трех залах Невской куртины Петропавловской крепости собрала двести вещей – картин, фотографий, документов и предметов быта XIX-XX веков, так или иначе связанных с петербургской сыростью.



Открывает экспозицию современное искусство: перед входом зрителей встречают фигуры в разноцветных дождевиках, придуманные Юлией Августинович и арт-сообществом «33+1». Они невысоки и похожи на группу китайцев, потерявшихся в туманах Севера, но при ближайшем рассмотрении оказываются не людьми, а городскими памятниками и зданиями, которым тоже приходится несладко в гнилом климате. Первый экспонат, на который падает взгляд за входными дверями, тоже из числа отобранных фондом «Про Арте»: на экране показывают черно-белое видео Антона Хлабова «Rainy Everyday». Его герои настолько привязаны к дождю, что обзавелись особыми зонтиками, из которых льет в любую погоду.



Дальше расстилается царство влаги: на картинах и фотографиях дождь заливает проспекты и набережные, заставляет распускаться сотни зонтов, хлещет незадачливых прохожих. Как выясняется, и в прошлом он успешно портил городские мероприятия – например, открытие Большого фонтана в Александровском саду в 1880 году или Пасхальный крестный ход у Исаакиевского собора в 1910-м. Обилие осадков и слякоть потребовали каменных мостовых уже при Петре I, в конце XVIII века была сооружена ливневая канализация, в XIX веке центральные улицы покрывали деревянными торцами, в начале ХХ столетия попробовали асфальт, но окончательно решились заливать им весь город только в 1950-х годах. Под стеклом обнаружилась примечательная брошюра Н. Данилевского «Дождется ли Петроград благоустроенных мостовых и тротуаров?» (1916).



Неизбежным выводом из дорожной проблемы оказываются галоши, которым посвящена большая часть второго зала. Каучуковые чехлы для обуви были изобретены в Англии в 1803 году, в 1832-м их стали производить в Петербурге, но настоящий расцвет этого дела начался с 1860 года – даты основания Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры, в 1908 году получившей название «Треугольник», а в 1918-м – «Красный треугольник».

Знаменитые галоши на красной байке носила вся Россия, их охотно покупали за границей, даже в Турции. На выставке представлены рекламные плакаты XIX – начала XX веков: на одном из них крепкий бородач из рабочих хвастает перед крестьянином-лапотником огромной галошей раза в полтора длиннее ступни, на другом бедуин в пустыне и с… возом галош, а надписи на плакате – арабской вязью.



В витринах рядом с галошами стоят резиновые сапоги – некоторые с дизайнерскими «примочками», фольгой и цепями, – а также ботики, кеды и шлепанцы. Экспонируются плащи для людей и комбинезоны для собак. Есть и зонтики, в том числе шелковые, какие бытовали в Петербурге в начале прошлого века. Кстати, слово «зонтик» представляет собой филологический казус, поскольку не является уменьшительной формой от «зонта», а происходит от голландского «зон дек» – «укрытие от солнца».



Немало внимания на выставке уделено и метеорологии: представлены старинные и более современные приборы – от термометров и барометров до плювиометра, регистрирующего количество, продолжительность и интенсивность осадков. Есть разделы, рассказывающие о водосточных трубах и козырьках над подъездами, афиши спектаклей и фильмов с «дождливыми» названиями. Но особенно забавно видеть в витрине журналы мод, открытые на страницах с летними пальто, – удивительной одеждой, заплутавшей между летом и зимой, где-то в бесконечном петербургском дожде.



Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях