Театр «Приют комедианта» обнародовал перед прессой свои планы на грядущий театральный сезон. Они выглядят весьма многообещающими. Попутно участники встречи решали для себя вопрос – где лучше: в Москве или в Петербурге?
Руководитель театра Виктор Минков вышел к журналистам с видом сосредоточенным и торжественным: сразу стало ясно – ему есть что сказать. По правую руку от Минкова сел зампред Комитета по культуре Александр Платунов, но по его традиционно непроницаемому лицу что-либо угадать было невозможно. Зато слева от директора «Приюта комедианта» обнаружился один из лучших московских режиссеров нового поколения – Константин Богомолов, который обаятельно улыбался. Замаячила сенсация.
Пока она маячила, г-н Минков принялся подробно рассказывать о планах своего театра. Они, как всегда, оказались масштабными, но на этот раз какими-то особенно внушительными. Виктор Минков продолжает исполнять роль культурного медиатора между Петербургом и Чехией. На днях завершились гастроли в нашем городе Чешского национального балета – а в начале октября Минков в качестве продюсера везет в Прагу БДТ. Последние гастроли знаменитого театра в Чехии были давным-давно, еще при жизни Товстоногова. А теперь БДТ будет предоставлена самая престижная чешская сцена – Национальный театр на Староместской площади. Спектакль «Дядюшкин сон» намерен посетить президент Чехии Вацлав Клаус. В ноябре вектор международных проектов «Приюта» повернет на восток. Крупнейшие израильские города Тель-Авив и Хайфа примут «Петербургский театральный сезон» – целую подборку лучших спектаклей нашего города во главе с монопредставлением блистательной Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая дама». А в декабре уже в Петербурге «Приют комедианта» покажет лучшие студенческие спектакли театральных школ Кракова, Вильнюса (театралы, услышав два этих географических названия, всё поняли: надо идти), Братиславы и Хельсинки в рамках традиционного фестиваля «Ученики мастера». Во второй половине сезона «Приют» организует фестивали «Детский Петербург» в Вене и Граце, «Музыкальный Петербург» в Будапеште. А в начале февраля в новом здании Молодежного театра на Фонтанке во второй раз состоится церемония награждения петербургской театральной молодежи премией «Прорыв».
Казалось бы, при таких наполеоновских планах «Приюту комедианта» должно быть не до выпуска собственных спектаклей. Однако нет – при всем разнообразии продюсерской деятельности «Приют» остается театром прежде всего. На ноябрь назначена премьера «Служанок» Жана Жене в постановке Ксении Митрофановой, уже известной зрителю по недооцененному критикой спектаклю «Игра в ящик» в Театре на Васильевском и, опять же, не лишенному достоинств «Прекрасному далёку» в собственной антрепризе «ТЧК». Как известно, старина Жене требовал, чтобы четыре роли его пьесы были исполнены мужчинами, но в спектакле Митрофановой актеров почему-то шесть – три женщины и три молодых человека, что само по себе интрига. Другой молодой режиссер (и однокурсник Митрофановой по режиссерской мастерской Юрия Красовского) Андрей Корионов покажет спектакль «Лиса и виноград» по любимой в застойные годы пьесе бразильца Гильермо Фигейреду. Эскиз этого спектакля, показанный на режиссерской лаборатории «ON.Театр», вызвал мини-скандал: привычный эзопов язык знакомой пьесы про Эзопа режиссер Корионов радикально перелицевал в духе новых времен. Его раб-баснописец (Геннадий Алимпиев) вовсе не ищет свободы, а с удовольствием пляшет сиртаки под дудку хозяина Ксанфа (Василий Реутов). Насколько выдержит текст пьесы эту рискованную трансформацию, увидим в декабре.
Особенный интерес вызывает «Портрет Дориана Грея» Уайлда в трактовке еще одного молодого, но уже довольно маститого режиссера Василия Бархатова. До недавнего времени Бархатов занимался только музыкальной сценой, выпустил ряд спектаклей в Мариинке, один спектакль в Большом театре, но уже в прошлом сезоне дебютировал в драме на подмостках московского Театра им. Пушкина «Разбойниками» Шиллера. Перед Бархатовым – трудный уайлдовский текст, изысканный, многосмысленный и одновременно исповедально-простодушный, насквозь невротический; добавим еще – малосценичный. Одним словом, задача не из легких. Но первый шаг сделан – на роль Дориана назначен многообещающий московский актер Григорий Добрыгин. Премьера – в марте. А очередной молодой режиссер явится из Новосибирска – это Тимофей Кулябин, который в мае должен будет выпустить «Шинель» по мотивам повести Гоголя.
Далее – самое лакомое. В конце сезона к репетициям «Короля Лира» приступит Константин Богомолов, причем на роль Лира он приглашает не актера, а актрису. Да еще какую! Имя Розы Хайруллиной неизвестно широкому зрителю (то есть телезрителю), зато любители театра привыкли отзываться о ней только в превосходных степенях. Хайруллина – уникальная, протеическая актриса с гипнотической харизмой, и нет сомнений, что она способна перевоплотиться и в Гамлета, и в Ричарда III, а если режиссер позовет, то и в короля Лира.
Вот тут-то и крылась сенсация. Виктор Минков во всеуслышание заявил, что в лице Константина Богомолова нашел того «молодого творца», которого давно искал, и хочет создать с ним творческий тандем – режиссера и продюсера. Богомолов в свою очередь не возражал – напротив, сделал несколько весомых комплиментов Минкову и Петербургу («ваш город сейчас выглядит перспективней Москвы, тут заметна смена поколений, иная скоростная реакция – грозят произойти хорошие вещи»). Притом из сказанного следовало, что новообразованный тандем вряд ли планирует в дальнейшем работать именно в «Приюте»: проекты надстройки или иного расширения крошечного здания этого театрика с маленькой сценой оказались нереализуемыми. Творческим амбициям Богомолова и Минкова (речь о театральном проекте, в рамках которого будет ставить не только Константин, но ведущие российские и зарубежные режиссеры) в этой собесовской архитектуре тесновато. «Не исключено, – предположил Виктор Минков, говоря о более отдаленном будущем, – что мы с Константином воссоединимся в каком-то другом театре. Может быть, в Петербурге». Пауза. «Может быть, в Москве». Оба участника презентованного тандема тяжело вздохнули. Александр Платунов посмотрел на них неодобрительно, хотел, кажется, что-то ответить – но не ответил, предпочтя уйти в общие рассуждения о проблемах российского театрального менеджмента.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
Фото: Виктор Васильев.
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»