«Cомнительные» кандидаты на роль петербургских чиновников теперь будут проверяться силовиками. Валентина Матвиенко издала постановление «О порядке представления документов для направления запроса губернатора Санкт-Петербурга о проведении оперативно-розыскных мероприятий». Для проверки кандидатов на место в Смольном теперь могут привлекаться правоохранительные органы. Юристы находят, что документ вполне соответствует действующему законодательству.
Теперь руководитель госоргана, усомнившийся в достоверности сведений, представленных потенциальным чиновником, сможет инициировать их проверку. Его обращение, сопровождаемое обоснованием нужности проведения оперативно-розыскных мероприятий и заявкой для подготовки проекта запроса, должно быть направлено в Управление кадров и государственной службы Смольного. В заявке необходимо указать «содержание и объем сведений, подлежащих проверке, информацию, послужившую основанием для проверки, госорганы и организации, в которых направлялись запросы, и вопросы, которые в них ставились».
В том случае, если заявку найдут соответствующей требованиям, то Управление кадров горадминистрации не позднее пяти рабочих дней с момента обращения подготовит запрос и направит его для подписания губернатору. Таким образом, за подписью Валентины Матвиенко теоретически может появиться запрос примерно следующего содержания: «Прошу провести оперативно-розыскные мероприятия в отношении Лужина Андрея Михайловича с целью установления источника дохода. Основанием для проверки являются сведения СМИ, согласно которым его сын, студент второго курса Санкт-Петербургского государственного университета Лужин Антон Андреевич является владельцем автомобиля марки BMW Alpina».
Чиновники рискуют оказаться «под колпаком у Мюллера», ведь, согласно ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ОРМ могут осуществлять оперативные подразделения: органов внутренних дел РФ, ФСБ, Федеральных органов государственной охраны, таможенники, служба внешней разведки, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также Федеральная служба исполнения наказаний.
«Фонтанка» поинтересовалась у юристов о правомерности постановления губернатора. Как пояснил консультант по уголовно-правовым вопросам компании Pen&Paper Борис Бокий, в соответствии с ФЗ проведение ОРМ возможно «в целях проведения проверки достоверности и полноты сведений, представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом президентом РФ». «Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" позволяет проводить проверку любых государственных служащих, в частности, госслужащих Петербурга, - отметил он. - Полагаю, что принятие указанного закона в Петербурге соответствует действующему законодательству».
Заметим, что сама по себе проверка потенциальных сотрудников не нова. В частности, такая практика применяется в органах внутренних дел, ФСБ, ФСКН. Серьезность «испытаний» зависит от вакансии, на которую претендует кандидат: если он хочет быть постовым, то проверка носит преимущественно формальный характер, если же сотрудник претендует, к примеру, на кресло начальника отделения милиции, то его телефон гипотетически может быть прослушан, да и в квартиру «ревизоры» могут наведаться. Таким образом, своим постановлением губернатор фактически нивелирует разницу между сотрудником патрульно-постовой службы и чиновником Смольного.
Депутат Госдумы от ЛДПР, сотрудник уголовного розыска в прошлом Андрей Лебедев так ответил на вопрос об эффективности новых правил, при учете, что в правоохранительных органах такая процедура действует десятилетиями, а результаты неутешительны: «Сами секретные приказы, на основании которых в силовых ведомствах проходят проверки на благонадежность, правильны. Но, например, в МВД требуются сотни тысяч постовых, а в милицейские кадры россияне в очередь не встают. Поэтому в милицию часто не отбирают, а затягивают. Какие тут проверки. А вот с чиновниками — иная история. Несмотря на то, что их зарплаты сопоставимы с офицерскими, устроиться в администрацию (я не про президентскую) кратно сложнее. Это реалии. Так отчего же не проводить кастинг?».