Русский музей устроил большой праздник для любителей японской культуры: в Мраморном дворце открылась выставка работ двенадцати лучших современных художников Страны восходящего солнца. Леса и горы, написанные мерцающими минеральными красками, тысячи цветочков сакуры, галлюцинаторные водопады света, традиционные ширмы и портреты в западном стиле – крупная токийская галерея современного искусства «Сираиси» привезла 80 произведений, которые были отобраны с благородной целью представить японское понимание красоты.
Современное западное и отечественное искусство готово быть каким угодно, только не красивым, и категория прекрасного практически исчезла из профессиональной художественной критики – убеленные сединами профессора сегодня, как и в дни моей учебы, требуют от искусствоведов-первокурсников описывать произведения, не употребляя слово «красиво». Японцам подобные самоограничения чужды, и не удивительно, что для первой масштабной российской выставки своего искусства последней трети XX – начала XXI века галерея «Сираиси» взяла очень общую и понятную тему. Отбирали вещи японские кураторы, и Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, отметил, что получилось интересней, чем сделали бы наши музейщики. Избранная дюжина художников представляет чрезвычайно широкий спектр искусства, которое в Японии считается современным и актуальным.
С одной стороны, живопись «нихонга», ведущая историю с VIII-XII веков: по шелку или бумаге пишут растертыми в пудру растительными и минеральными пигментами, с органическим клеем в качестве связующего. Так работает один из самых известных в Японии художников, Масааки Миясако, произведениями которого открывается выставка. Его крестьяне и рыбаки с сетью, лодки и поля, панорамность, низкий или очень высокий горизонт, на первый взгляд, повторяют визуальный ряд, знакомый по японской киноклассике – фильмам Акиры Куросавы или Ясудзиро Одзу. Но за внешне привычной «японскостью» скрывается удивительное умение художника погрузить зрителя в поток времени, замедлить время настолько, что хочется протянуть руку и подхватить сыплющиеся крупинки риса («Шепот ветра», 2008) или поймать мельчайшие брызги воды («Вечное мгновение (Водный фейерверк)», 2010).
Кэй Сибусава, профессор Университета Восточной Азии и буддийский монах, пишет панорамные пейзажи красками с добавлением акрила. Тут, кажется, переданы не только ощущение зыбкого тумана и колыхание пены весенних цветов, а температура воздуха, его влажность и свечение. В Японии, изображенной Сибусавой, нет эффектных вулканов и бурунов океана, зато налицо невероятная гармония с миром природы. Буддизм тому причина или особенность техники, но оторваться от картин Сибусавы очень трудно.
Также удивительным притяжением, хотя и совсем другого характера, обладают пейзажи Кадзуюки Футагавы и Юдзи Сасаки – авторы любят писать лес, погруженный в туман, и благодаря минеральной основе красок цвет приобретает особую бархатистость и мерцает; чем темнее тон, тем ярче играет на свету поверхность: деревья Футагавы будто затянуты искрящимся мхом («Сине-зеленые деревья», 2009), а горы кажутся сложенными из драгоценных камней («Чистый звук», 2007). Рядом с этими работами обычное масло выглядит грубым и скучным, и начинаешь понимать, почему живопись в духе западного искусства, «ёга», хотя с XVIII века и оказывала влияние на японцев, но так и не смогла победить национальные традиции. На выставке показаны работы одного из самых известных японских мастеров «старой школы ёга», Тадахико Накаяма, – портреты женщин в кружевных и вышитых нарядах, с накидками из перьев и богатыми украшениями, отсылающие к европейской салонной живописи XIX века.
Рядом с более или менее реалистическими полотнами соотечественников резко выделяется творчество художницы и поэтессы Яёи Кусамы, в 1957 году сбежавшей от властной матери в США и ставшей заметной участницей движений поп-арта и акционизма. Главный мотив Кусамы, узор-горошек, пришел из ее галлюцинаций, вызванных психическим расстройством, и распространился на художественные акции, когда она покрывала точками-кружками тотальные инсталляции и тела участников перформансов, – этот узор рефреном читается во всех представленных вещах художницы.
А помимо выставки в Мраморном дворце, японское искусство показывают в галерее «Толстой-сквер», что на улице Льва Толстого, 9, – там выставлены работы этих и некоторых других художников, но более скромного формата и художественной ценности, зато можно приобрести кусочек Японии в личное владение. Что-нибудь красивое, конечно.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
Иллюстрации любезно предоставлены пресс-службой Русского музея.
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»