Групповой секс называют триолизмом или, как не странно, даже плюрализмом. Да-да, плюрализм - один из синонимов группового секса. Вообще, по общемировой современной социологической статистике, порядка 15 процентов людей в возрасте до 40 лет имеют хотя бы единичный опыт группового секса. Это каждый седьмой! Сексологи говорят о том, что групповой секс может быть и как проявлением модного течения, экспериментирования, и в такой же мере способен быть проявлением патологии у конкретного человека.
Групповой секс, понятно, не ноу-хау сегодняшнего дня. В доказательство тому - исторические археологические данные: те же древние храмы, рисунки на скалах, где сохранились барельефы групповых взаимодействий. Везде там есть сцены группового секса! Значит, потребность эта была еще на заре общественного сознания. Вспомним, что групповые сексуальные отношения всегда были обязательным предметом сатурналий и вакханалий. На оргии люди собирались на известный заранее сценарий, где также нарушали практически все запреты. В сексуальные действия тогда вовлекались дети, животные, и допускалось насилие по отношению к несвободным гражданам - к рабам. Отголоски таких празднеств перекочевали к славянам. В ночь на Ивана Купала на Руси приветствовалось выплескивание в том числе и сексуальной энергии. Историк культуры Михаил Бахтин как раз очень много писал о празднествах, в которых обязательно был элемент нарушения стягивающих психику человека норм. Так, в праздники можно напиваться (и это даже приветствуется), громко орать, совершать непотребные высказывания, допустим телесный контакт незнакомых людей. И сегодня принято на улице в такие дни обниматься, похлопывать друг друга, приветствовать и бросаться непотребными высказываниями. Бахтин говорил, что праздники несут некую психотерапевтическую функцию - человек устает постоянно носить смокинг, ему хочется быть свободным. И праздник - это как бы санкционированное разрешение быть развязным, употреблять алкоголь и быть сексуально расторможенным. Из чего можно судить, что исторически человечество знает эту вещь, и ошибочно было бы говорить, что групповые оргии — примета современного дня.
Начало свингерству по-новому было положено в 60-х годах. И произошло это на фоне сексуальной революции на западе, в Америке. И вот что интересно, сейчас оно на условном Востоке и в странах бывшего соцлагеря распростанилось даже больше. В России в том числе. И я от пациентов очень часто истории про свингерство слышу. Логика таких людей следующая: «Как можно ревновать и беспокоиться — ведь мы используем других, как те же игрушки из сексшопов. Для нас другие люди - это только средство, чтобы подхлестнуть себя!» Но из своей же практики могу сказать - я не знаю ни одной пары, которая бы прошла экспериментирование со свингерством, и сохранилась бы потом как пара! Это глубочайшая ошибка. Как бы человек не чувствовал себя чересчур суперпродвинутым, мы являемся продуктом эволюции длительного многотысячелетнего пути. И в любой культуре сексуальные отношения приходили к формам супружества, союзов. Да безусловно, если человеку не люб партнер - он может искать свое. Но когда люди сочетаются браком или начинают жить вместе, даже самые перепродвинутые внутри считают: «я для нее, и она для меня!». И здесь обязательно есть чувство собственности, есть желание все отдать человеку и его получить. И третий всегда лишний! Суть же группового секса, что третий не лишний, а даже крайне желателен и необходим!
Итак, свингерство - это не просто групповой секс, это обязательный добровольный обмен сексуальными партнерами, которые ищут пару или несколько пар, и не просто для обмена сексуальными партнерами, а для групповых сексуальных действий на глазах у других. Свингерство родилось как способ борьбы со скукой, которая в 55-ый или в 155 раз у каждого из нас в сексуальном плане обязательно наступает, для борьбы с монотонностью, с шаблоном. Для многих это также становится способом подхлестнуть угасающую остроту интимных отношений за счет других. Но вот что интересно. В своей практике сексолога я не видел ни одной пары, где решение о свингерстве было принято спонтанно-симметрично и обоюдно, всегда есть ведомый и инициатор. И ведомые потом чувствовали себя либо преданными, либо обманутыми, либо цинично использованными.
По сути, инициатором является лидер в паре! Это мужчина, как правило, который богаче, или, скажем, он питерец, а она из провинции. От него она зависит по работе, по деньгам ли или потому ли, что ее пригласили пожить вместе. И вот он - лидирующий, и желает экспериментировать. Не испытывая очень глубоких чувств. Начинаются примерно такие объяснения: "Я тебя люблю, я хочу быть с тобой. Три года назад, когда мы начинали встречаться, у нас секс был чуть ли не каждый день, а теперь уже три раза в неделю, дальше будет раз. И я ж могу еще и влюбиться в кого-то, и вот это уже настоящая измена будет, и могу покинуть тебя. В то время как мы с тобой можем найти приятных симпатичных людей. Это заводит, у нас будет нужная острота отношений, ведь и в любой еде есть горчица, перец и всякие специи". Т.е всегда почти один инициирует, другой покоряется, из желания сохранить отношения, из боязни выглядеть немодно, отстало, примитивно. Люди даже ухитряются убеждать таким образом: «Если ты на это не пойдешь - значит ты меня не любишь! И даже если тебе странны эти вещи, то мне они нужны». Другой на это идет, и все заканчивается, естественно, печально. Есть и пары с детьми, которые свингерством занимаются, ну они скрывают, конечно, это, поскольку на детскую психику такая информация может оказать просто патологическое воздействие.
Патологический вариант, это когда групповой секс становится непременной из раза в раз повторяющейся составляющей сексуальной активности человека. Сначала попробовали, потом это оказалось очень интересно, потом оказалось, что я свою девушку все чаще так использую, и, наконец, доходит до того, что все мои сексуальные действия, условно говоря, постоянно проходят в группе. Потом оказывается, что обычные сексуальные отношения: он и она - мне не интересны! И становится понятно, что я могу возбудиться только в присутствии дополнительных людей. Вот тогда групповой секс может быть проявлением патологии. Хотя если человек образумится со временем, то это может быть расценено как временное экспериментирование.
В групповом сексе бессознательно хорошо себя чувствуют и те, у кого есть элемент других патологий. Это эксгибиционисты, которые получают удовлетворение и возбуждение при демонстрации своей обнаженности и своей интимной жизни другим. Есть такие люди. Это к слову и те, что работают в стрип-клубах с шестом и раздеваются банально за деньги, потому что им лениво, скучно и неинтересно получать профессию. Там есть и те, которым снизят гонорары в 10 раз, но они продолжат все равно этим заниматься. А все потому, что это им приносит внутреннее и достаточно сильное удовлетворение. А есть еще визионизм - подглядывание, когда человек получает возбуждение и как бы приходит в соответствующее состояние, наблюдая за интимной жизнью других людей. Для огромного количества людей, например, просмотр порнофильма становится не просто желанным, а необходимым, чтобы на фоне или после иметь свою сексуальную историю. Это проблема, о которой мне хотелось бы поговорить позже. Это стремление созерцать то, что в обычной культуре необычно, неприлично созерцать.
Итак, эксперимент и просто любопытство, и второе - допинг, переходящий в стойкую привычку и необходимость проводить секс в группе.
Безусловно, свингерство сегодня - это еще борьба с монтотонностью и скукой в абсолютном большинстве случаев. И это соответствует нашему обществу потребления, когда лозунгами стали: "наслаждайся", "не печалься, будь счастлив", "go-go”, когда лозунг "Я хочу качественных вещей, событий, я хочу потреблять" - главный. И сегодня это не попадает ни под какую статью, если речь идет о взрослых, здоровых людях. Если речь идет об отсутствии насилия, т.е., полное добровольничество.
Если говорить о Петербурге - свингзаведений у нас достаточно, хотя, понятно, статистики нет и быть не может, ведь они все "летучие", меняют местонахождения. В отличии от Бельгии и Голландии, допустим, где свингклубы расположены в специальных местах, где собирается не одна сотня человек
Как с этим работать, если свинг был экспериментом и в нем партнер участвовал без желания? При одном из любовных стилей - такое возможно. И чаще такое характерно в практике с ведомыми женщинами. Этот опыт нужно стирать, необходима серьезная психотерапия. Желательно не только женщины, но двоих - пары.
Не нужна психологическая и сексологическая помощь тем, кто не имеет в отношении друг друга серьезных намерений, относится к свингерству поверхностно и экспериментирует. Если люди безразличны друг другу - так, резвятся, пожалуйста, закон не возбраняет
Но мое убеждение, если люди любят друг друга, то свингерство, как правило, не приемлют. Это уже из практики и профессиональных наблюдений.
Лев Щеглов, доктор меднаук, профессор, сексолог