Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Надувные мосты и голубиная почта, чтобы построить метро

Надувные мосты и голубиная почта, чтобы построить метро

2 751
gov.spb.ru

Сколько новых станций метро и когда появится в ближайшие годы, а также каковы перспективы дальнейшего строительства подземки в нашем городе, обсуждали сегодня чиновники в Смольном на совещании под руководством губернатора Валентины Матвиенко. Когда откроют станции «Международная», «Бухарестская», «Обводный канал», «Адмиралтейская» и второй выход со станции «Спортивная» на Васильевский остров, узнал корреспондент «Фонтанки».

Путь на юг за 25 миллиардов рублей

Началось совещание с обсуждения перспектив продолжения Фрунзенского радиуса за станцию метро «Международная». В планах города построить ещё три станции: «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Южная». Линия при этом вырастет на 5,2 километра. В ходе рассмотрения возможных вариантов строительства и удешевления работ был предложен так называемый «комбинированный вариант». Напомним, что полгода назад стало известно о желании метрополитена «похоронить» несколько сотен метров тоннелей. Сегодня представители «Метростроя» и Петербургского метрополитена горячо отстаивали пройденные участки, хотя поначалу желание строить глубокую станцию «Проспект Славы» вызвало острое негодование губернатора.

Она напомнила, что просила метростроевцев перестать «играть в кротов» и закапываться на большую глубину. И даже упрекнула в том, что «наверное, накопали там ещё больше». Однако руководитель «Метростроя» Вадим Александров отметил, что работы далее станции метро «Международная» как были остановлены в 2004 году, так ни одного нового метра там и не появилось. Глава «Ленметрогипротранса» Владимир Маслак пояснил - вариант сочетания глубокого и мелкого метро будет самым дешёвым, поскольку строительство открытым способом приведёт к перекладке большого количества коммуникаций, что только увеличит цену. Кроме того Вадим Александров отметил, что его компания уже заказала в Германии проект нового щита, диаметром 9,2 метра, который позволит размещать в одном тоннеле сразу два пути. По его словам, старые щиты всё равно уже не годятся для проходки тоннелей метро, поскольку изменился СНиП и теперь требования к диаметру тоннеля другие. Размещение двух путей позволит избежать строительства технологических сбоек, которые ведутся вручную и также регламентированы СНиПом.

Правда глава «Метростроя» не отметил тот факт, что, по мнению некоторых экспертов, верхний и нижний свод тоннеля будут фактически разрабатываться просто так, поскольку задействовать их будет сложно ("вписывая" в круглый тоннель два состава, разработчики вынуждены будут оставить больше пустого пространстве в верхней и нижней части этого круга).

Промолчал и глава петербургской подземки о том, что эксплуатация такого участка имеет свои сложности. Например, как говорят специалисты, машинисты будут всё время ослепляться фарами встречного поезда. Неясен вопрос эвакуации пассажиров при пожаре. Обычно в метро в случае пожара пассажиров как раз выводят по второму тоннелю, обеспечивая особый режим вентиляции. А вот как быть в случае, когда два пути будут расположены в одном тоннеле – непонятно. Впрочем, в любом случае, «Метрострой» уже заплатил немцам 100 тысяч евро за разработку проекта нового щита.

Станция метро «Проспект Славы» будет иметь два выхода, которые, скорее всего, разместятся в подземных переходах. Один выход планируется возвести на пересечении проспекта Славы и Бухарестской улицы, а другой в районе Альпийского переулка. Станция метро «Дунайский проспект», согласно предлагаемому решению, будет мелкого заложения, а её возведение планируется открытым способом. При этом станция будет иметь не общую платформу, а две - расположенные по бокам. Аналогичное расположение путей на станциях типа «Купчино» и «Рыбацкое». Подземных станций с таким расположением путей в центре пока ещё не строили. Такое решение также вызвано планами проходить один, а не два тоннеля. Поэтому расстояние между путями минимальное, а чтобы развести их, потребовались бы дополнительные капиталовложения.

Последняя станция радиуса расположится уже за пределами КАД - в районе Шушар. Она будет носить название «Южная» и будет «отрезана» от Купчино железной дорогой и КАД. Пассажиропотоки на эту станцию будут подвозить из Колпино и Пушкина с помощью других видов транспорта. Рядом расположится метродепо, которого так не хватает метрополитену.

Для реализации этих планов требуется сущий пустяк – 25 млрд рублей. Вадим Александров и Владимир Маслак рапортовали о снижении стоимости строительства на 35% с 7,5 млрд рублей за километр до 4,69. Сроки же возведения также удалось уменьшить на 2,5 года. Валентина Матвиенко потребовала ещё больше снижать цену строительства. Губернатор попросила вице-губернатора Юрия Молчанова, курирующего транспортный блок, выяснить, сколько стоит километр метро в Евросоюзе. Петербургских метростроителей она призвала проводить конкурсы на всё, вплоть до отделочных материалов, если это позволит снизить стоимость строительства. Кстати, названная сумма не включает стоимости депо, которое обойдётся ещё в несколько миллиардов. «Дороговато берёте!» - отметила губернатор главе «Петербургского метрополитена», припомнив, что строительство метродепо «Выборгское» на Парнасе обошлось казне в 5-6 млрд рублей. Она приказала отказаться от старых «совковых» капитальных сооружений и строить легковозводимые конструкции. На это Владимир Гарюгин ответил, что сейчас уже изучается немецкий опыт и новое депо будет дешёвым. Однако конкретных выкладок или проектных решений по депо «Ленметрогипротранс» не представил, хотя проектирование его ведётся достаточно давно.

От планов перешли к фактам. Всего в этом году «Метрострой» планирует освоить 8 млрд рублей. При этом будет взят кредит. И если в прошлом году кредитных денег набрали на 800 млн, то в этом не исключено, что подойдут к миллиарду. По словам Вадима Александрова, «не хватает совсем чуть-чуть». В этом году планируется завершить все проходческие работы запланированных на ближайшие годы станциях Фрунзенского радиуса. После этого останется лишь доделка станций и установка оборудования. Уже провели конкурс на поставку эскалаторов для «Международной». Напомним, что победу в конкурсе одержал «ЭЛЭС». Скоро будет закончено строительство наклонного хода станции «Бухарестская» (в словах Александрова звучало сожаление, что она пока так и не переименована в «Метростроевскую»). Глава «Метростроя» пообещал открыть эти станции в 2012 году, назвав сроки реальными. При этом особый упор он сделал на то, что не хочется откладывать открытие на конец года, а провести торжественный пуск, например, в августе - ко дню строителя. Напомним, что ещё не так давно открыть «Международную» хотели в 2010, а потом в 2011. Также Вадим Александров отметил, что по итогам проведения конкурса было сэкономлено 220 млн рублей. Губернатор гарантировала, что эти деньги всё равно будут направлены только на метростроение, но уже на новые объекты.

Обводный канал – метро затормозил торговый комплекс

Следом речь зашла о строящейся станции «Обводный канал». Несмотря на уклончивый ответ, что станция почти готова и идёт монтаж эскалаторов, губернатор потребовала чёткой даты пуска. И тут стало понятно, что возможность открытия станции в декабре этого года под большим вопросом. Как оказалось, инвестор в лице компании «Адамант» не успеет возвести громадный торговый центр над станцией метро, а это не позволит пустить на нее пассажиров. Валентина Матвиенко очень резко отреагировала на такое известие и потребовала от Владимира Гарюгина прекратить «ввязываться в эти истории». Она тут же поинтересовалась, сколько стоит строительство вестибюля и получила ответ – 300 млн. Правда, быстро выяснилось, что это только на строительство машинного зала, а ещё 300 требуется на сам вестибюль. В итоге 600 млн рублей были названы не той суммой, ради которых надо «становиться на колени перед бизнесом и срывать пуски». «Хватит торговли, мы строим метро или бизнес?» - кричала на руководителя подземки Валентина Матвиенко.

Оправдаться попробовал Игорь Лейтис, глава компании «Адамант». Он посетовал, что слишком поздно «Метрострой» отдаёт им стройплощадку. Оказывается, монтаж эскалаторов ведётся с задержкой на две недели. Однако, если учесть, что «Адаманту» требуется 5-6 месяцев на строительство именно вестибюля – две недели вряд ли что-то решают. Тем более, что, по словам главы «Метростроя», компания «Адамант» получает готовую стройплощадку со всеми подведёнными коммуникациями. Сошлись на том, что Игорь Лейтис пообещал все-таки открыть метро в декабре. Однако тут же был выторгован форс-мажор, если эксплуатацию не разрешит надзорный орган. Тем более, что аналогичная история, оказывается, произошла на «Звенигородской», которая полгода отработала без разрешения на эксплуатацию здания. Вадим Александров робко предложил пустить станцию в декабре, а открыть для пассажиров 21 января, чтобы сделать подарок ко дню рождения «Метростроя», но это предложение было губернатором отметено с просьбой «перестать возводить Потёмкинские деревни».

"Адмиралтейская" ждет голубиной почты

Как оказалось, не всё гладко и на «Адмиралтейской». Укрепление и утепление стены соседнего дома привело к небольшим задержкам строительства, однако сейчас уже возведён стартовый котлован и можно монтировать проходческий щит. Эти работы начнутся уже 6 сентября. При этом сроки ввода станции остаются прежними – 2011 год. Однако сейчас в зоне работ находится котельная ГУП "ТЭК", которую пока не перенесли и делать этого, похоже, не собираются. И вновь Валентине Матвиенко пришлось кричать на своих подчинённых. Услышав, что метрополитен уже написал письмо в ГУП, она предложила завести в метро голубиную почтовую службу. По её словам, это просто неприемлемо, что вопросы, которые должны решаться в рабочем порядке, выносятся на заседание с участием губернатора. Она потребовала больше двигаться и бегать по кабинетам, а «письма писать любимым девушкам». ЗАО «Советник», которое выиграло конкурс на восстановление внешнего вида здания в Кирпичном переулке, пока ещё не срывало открытие станций метро, поэтому отделалось лишь предупреждением от губернатора.

А Васильевский остров - проекта

Покончив с «Адмиралтейской», перешли к строительству второго выхода со станции метро «Спортивная». Губернатор поторопила своих подчинённых, ведь необходимо закрывать на реконструкцию станцию «Василеостровская». Подчинённые с губернатором соглашались, но постоянно путались и говорили не о реконструкции, а о строительстве. Скорее всего, речь шла о новом бизнес-центре над станцией метро «Василеостровская», нежели о простой реконструкции станции. Однако на этот раз возмущений тем, что бизнес мешает жить городу, уже не звучало.

Выход «Спортивной-2» будет расположен в подземном переходе. Оттуда можно будет попасть на все четыре угла перекрёстка - к Тучкову мосту, набережной Макарова и 1-й и Кадетской линиям. На выходе из подземного перехода планируется установить поэтажные эскалаторы. Такое расположение станции было признано наиболее оптимальным, поскольку на Васильевском острове просто нет другого места. Сейчас идёт работа над проектом. Валентина Матвиенко отметила, что «Ленметрогипротранс» проектирует выход уже два года. Однако, как пояснил Владимир Маслак, сейчас очень много проблем с коммуникациями, проектированием выноса которых и занимается ЛМГТ. Отправить же проект на экспертизу не получится ранее, чем в ноябре этого года. Это значит, что решение можно ожидать лишь в середине 2011. Кроме того, само строительство может занять 4 года и 10 месяцев. Эти сроки были названы губернатором нереальными, и она потребовала ужаться в 2 года.

Однако строительство станции метро потребует закрыть на 4-5 месяцев движение по Тучкову мосту. Поскольку построить подземный переход без закрытия движения не представляется возможным. Такое решение Валентина Матвиенко также назвала нереальным, однако тут взял слово Борис Мурашов. Глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры отметил, что Тучков мост находится в аварийном состоянии, и его поставят на капитальный ремонт сразу же после Дворцового. Поэтому, можно совместить сроки строительства и капитального ремонта, тем самым минимизировать вред автомобилистам и горожанам. Он также отметил, что строительство метро совершенно не учли, когда откладывали реализацию проекта моста через остров Серный. Однако его пыл тут же был охлаждён губернатором, предложившим построить надувной мост. 12 миллиардов на новый мост, а с развязками и все 25 бюджету сегодня не потянуть, несмотря на все плюсы проекта. Таким образом, прежде чем появится метро, жителям Васильевского острова придётся испытать «небольшую» транспортную блокаду. Выход на Васильевский остров обойдётся городу в 4,77 млрд рублей.

Между тем, вызывает вопросы будущее набережной Макарова, которая в районе Тучкова моста, после строительства выхода, однозначно сузится. Сегодня и без этого Тучков мост является концентратором заторов. Что будет после – пугающая загадка.

Метро 2015 (2025)

От сиюминутных задач совещание плавно перетекло к далеко идущим планам. В текущем году на нужды метростроения выделено 8 миллиардов рублей. В будущем 2011 запланировано 8,6 млрд рублей. Остаток же строительных работ только по Фрунзенскому радиусу составляет более 10 млрд, а ведь есть ещё и другие объекты. При этом в бюджете на 2012 год запланировано всего 5,1 млрд. В комитете по финансам эту ситуацию прокомментировали тем, что к 2012 строительство Фрунзенского радиуса должно было быть завершено, а 5,1 млрд расписаны адресной программой для станций Красносельско-Кировского радиуса. Необходима срочная корректировка постановления правительства, чтобы закрыть требуемое финансирование уже строящихся объектов.

До конца года такой документ будет подготовлен, и Валентина Матвиенко пообещала финансирование завершения строительства в полном объёме.

В качестве стратегических приоритетных направлений были обозначены: Южное в сторону Шушар, Юго-Западное до станции «Казаковская» и Северное до станции «Коломяги» с депо «Коломяжское». Также планируется развивать Правобережно-Приморскую линию, которая продолжится за станцию «Спасская» - после неё появятся «Театральная», «Большой проспект», «Шкиперская» и «Морской фасад». Последняя станет конечной, и линия не будет иметь продолжения в Лахту, как это планировалось ранее. Строительство 10 километров, шести станций будущей ККЛ на Юго-Запад будет стоить бюджету в 48 млрд рублей. Обойтись малой кровью или неглубоким заложением здесь не получится. По словам Владимира Гарюгина, эта линия очень нужна городу, так на ней уже будет возведено три пересадочных узла, что разгрузит центральные станции.

По итогам совещания в скором времени будет подготовлено постановление, в котором пропишут планы по возведению станций до 2015 года с перспективой до 2025 года. Напомним, что ещё не так давно Смольный обещал ввести в строй аж 41 станцию уже к 2020 году. Теперь о таких перспективах больше не говорят.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях