Русский музей выставил самые жизнерадостные шедевры русской живописи XVIII века – прославленную серию портретов кисти Дмитрия Левицкого (1735-1822), вернувшуюся с длительной реставрации. Семь «Смолянок» (воспитанниц Смольного института) сопровождают еще семь произведений, недавно атрибутированных Левицкому, – а вместе выходит изящное приношение к 275-летию знаменитого художника.
Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре, больше известное как Смольный институт, было амбициозным предприятием новоиспеченной императрицы Екатерины II, задуманным как инкубатор для «новой породы» русских людей. Девочки из дворянских семей должны были за 12 лет пропитаться просветительскими идеалами и в свою очередь вскормить поколение образованных и гуманных дворян с хорошими манерами. Институт был учрежден в 1764 году, а в 1770-м впервые прогремело имя Левицкого, показавшего несколько работ на академической выставке и сразу получившего за одну из них звание академика. Екатерина решила увековечить славу своего деяния, и в 1772 году академиком Левицким было написано первое изображение серии – портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой.
Он считается пробным и далеко не так роскошен, как остальные, кроме того в нем особенно сильно ощущается дух морализаторства. 12-летняя Ржевская в голубом форменном платье второго возраста (всего «возрастов» в Смольном институте было четыре, каждый по три года) начинает некое изящное танцевальное па, а 8-летняя Давыдова в коричневом платье первого возраста и с белой розой в руке – символом юности и чистоты – восхищенно смотрит на соученицу. Очевидно, в момент написания первого портрета еще не возникла идея запечатлеть девушек, наиболее отличившихся в науках или искусствах, но вскоре появятся и изображения отличниц.
Уже в 1773 году Левицкий пишет великолепную театральную сцену, в которой 10-летняя Екатерина Хрущова в образе пастушка небрежно треплет по подбородку 12-летнюю подругу Екатерину Хованскую, а также чарующий танец 15-летней Екатерины Нелидовой, будущей фаворитки Павла I.
Еще через год появляется портрет 17-летней Александры Левшиной в роли Заиры из трагедии Вольтера, а в 1776 году серию завершает блистательный триптих из портретов трех 18-летних выпускниц: Наталья Борщова танцует в окружении Екатерины Молчановой с вакуумным насосом и Глафиры Алымовой с арфой.
«Смолянки» не то чтобы красавицы, в дальнейшем ничем не прославились, таланты их после выпуска остались невостребованными, но живопись Левицкого превратила эти семь портретов в своеобразный «иконостас», воспевающий юность и радость жизни. Десять лет их реставрировали: изучали под микроскопом, в ультрафиолетовой люминесценции и инфракрасном канале, снимали пожелтевший лак, возвращая «загоревшим» за двести лет личикам фарфоровую белизну, а платьям – яркость цвета, лечили холсты от последствий векового хранения в неотапливаемых залах Петергофского дворца, откуда в 1917 году они и попали в Русский музей.
Юные улыбающиеся лица с картин живо напоминают о благородном энтузиазме Екатерины II, которая рьяно взялась за перевоспитание дремучей России. Каждое событие, связанное со Смольным институтом, будь то переход девиц среднего возраста в старший или публичное гулянье в Летнем саду, обставлялось необычайно пышно, и императрица очень гордилась своим педагогическим начинанием.
На выставке показаны классные стенные картины Алексея Бельского с моралями вроде «Небудь никогда праздна» и «Неделай зла и недоса ждай никому» (орфография автора; до 1770) и большая икона известного мастера просветленных крестьянских образов Алексея Венецианова, написанная для Смольного собора, – «Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института» (1832-1835).
Потом всё кончится: во Франции грянет революция 1789 года, и Екатерина с ужасом отречется от просветительских идеалов, одни девушки выйдут замуж, и их затянет водоворот светской жизни, другие рано умрут – Левшиной не стало в 24 года, Ржевской в 35. Со временем «благородные девицы» трансформируются в «институток» – об этом на выставке рассказывают фотографии начала ХХ века, а в 1917 году воспитанниц переведут в другие заведения, институт уедет в Новочеркасск, и еще через два года его история завершится последним выпуском. Но «Смолянки» останутся воспоминанием о «золотом веке» екатерининского царствования.
В Русском музее рядом со знаменитой серией показывают еще семь живописных произведений, в отношении которых авторство Левицкого подтвердилось совсем недавно: портреты Павла I, адмирала Ивана Голенищева-Кутузова, писателя, журналиста и вольнодумца Николая Новикова, вице-президента Академии художеств Александра Лабзина и нескольких неизвестных дворянок. Это более поздние вещи, конца 1780-х – 1790-х годов, в соседстве с изысканными изображениями «благородных девиц» они чуть удивляют слабостью живописи и композиции, но вся выставка в целом – прекрасный подарок ценителям русского искусства XVIII века к юбилею одного из главных отечественных художников прошлого.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
На репродукциях "Смолянок" – картины до реставрации.
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»