C момента появления идеи большого строительстве на Охте вокруг проекта «Газпрома» идет не прекращающаяся война умов. Одним из главных её фронтов стала блогосфера. Именно там родилось движение «Живой город», одной из задач которого является борьба с небоскребом. Именно там созданы всевозможные сообщества вроде «Башне – нет», и собираются подписи под воззваниями против строительства. Однако анализ показывает, что вывод «все блогеры против «Охта центра» будет, мягко говоря, спорным. Сторонников у высотного здания хватает и в «живом журнале», и в других блогах. Среди них довольно известные в и интернете, и «в реале», личности.
Тяжелой артиллерией сторонников проекта в блогосфере можно назвать известного радиоведущего Сергея Стиллавина. Наиболее известен один из его постов, который Стиллавин написал в ответ на полученное от противников строительства воззвание.
«Я попросил виртуальных активистов объяснить мне… в чём заключается тот нереальный вред от строительства, о котором так шумно говорят? К сожалению, никто мне этого ответа не дал, поскольку в ЖЖ очень модно впрягаться в темы, смысл которых не изучен. Поскольку я родился в СПб, хочу разобраться в данном вопросе объективно - то есть, как минимум, без нервов. Я внимательно прочёл воззвание к народу и обнаружил, мягко говоря, неправду в первой же строке: «…небоскреба в историческом центре Петербурга…» Возможно, у кого-то есть представления о том, что «Петербург – это музей под открытым небом», а некоторые скажут, что Питер – это сплошной центр без окраин, но я, как петербуржец, позволю себе опустить на землю фантазёров. Охта – это питерский отшиб, никогда не являвшийся престижным районом, застроенный сталинскими домами и хибарами, созданными руками пленных немцев, а также есть несколько кварталов 70-х годов. В общем, когда я учился в школе, Охта являлась мрачным совдеповским районом и ни о каком «историческом центре» здесь говорить нельзя», - пишет Стиллавин, подтверждая мнение и авторов самого проекта, и многих горожан о том, что Охта совсем не так уж близка к историческому центру города, как это хотят показать оппоненты проекта.
Не пугает Стиллавина и внешний облик здания. «Я посмотрел несколько рисунков здания, о котором мы говорим, и ничего уродливого не увидел в проекте. То, что здание это будет просматриваться из многих мест, нельзя однозначно назвать уродством – нет такого критерия, по которому этот вердикт можно было бы вынести со 100-процентной уверенностью. Единственный фактор, который мог бы стать абсолютным вето для проекта, это данные геодезии – можно ли на Охте строить здания подобной массы, выдержит ли грунт? Если есть полная уверенность в безопасности, то все прочие детали лежат лишь в плоскости вкуса» - говорит он.
«Я позвонил в Питер нескольким близким людям и спросил, как в городе расценивают идею? Ни о каком массовом протесте горожан речи быть не может. Город разделился в своём мнении, а значит, никакого «всенародного протеста» нет. И напомню, что многие сегодняшние символы крупных столиц когда-то вызывали омерзение – к примеру, Эйфелева башня в Париже, собранная исключительно для выставки. Так может, и этот небоскрёб когда-нибудь будет вызывать гордость?... Жизнь течёт и изменяется, и нужно смотреть вперёд. Если бы Пётр I, известный ломщик стереотипов, жил сейчас, он застроил бы город самыми передовыми зданиями. И город Петра не имеет права быть ретроградом - это город реформатора, город человека, который плевать хотел на стереотипы и устои» - уверен ведущий.
Не осталось незамеченным в интернете и воззвание бизнесмена-блогера Олега Тинькова, обращенное к властям города.В него придется внести в купюры, так как не вся лексика, позволенная в блогах, возможна и на страницах газеты, но общий смысл сего воззвания таков:
«Излагаю позицию: БАШНЕ БЫТЬ! БАШНЯ КРАСИВАЯ! БАШНЯ УКРАСИТ ПИТЕР, так же как Эйфелева Париж! БАШНЯ ОЧИСТИТ ЗАБРОШЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ГОРОДА! Я вообще не понимаю, зачем культурные и умные люди несут эту ересь, какая там линия Питера, она давно уже испорчена, если хотите. С окон своей квартиры я вижу ВЕСЬ исторический Питер и хочу еще видеть и эту современную конструкцию, мы живём в 21 веке и я хочу это чувствовать. Я помню этот Богом забытый район Петербурга, как там я встретил первый и последний раз Виктора Цоя, грязный, опасный и наверное самые депрессионный район города. Но хватит: ПЕРЕМЕН требуют наши ГЛАЗА!
Да посмотрите на неё - она же красивая! Это вам я - как эстет говорю! Уважаемые Валентина Ивановна, Юрий Вячеславович и Алексей Борисович… - СТРОЙТЕ и БЫСТРЕЕ! МЫ ПИТЕРЦЫ - ЖДЁМ!!!»
Еще более лаконичен и нецензурен блогер из первой десятки – известный веб-дизайнер Артемий Лебедев. Люди, которых не пугает ненормативная лексика, могут ознакомиться с его «постом» в оригинале. Остальным же скажем, что tema заявляет, что не понимает тех, кто возмущается строительством в Петербурге высотного здания. Потому как вся история человечества показывает – сначала людям не нравятся новые проекты, «а потом все привыкли». «Вот что точно не вызывает привыкания… - это памятник Петру I на Москве-реке… А остальное пусть стоит. И небоскреб в Питере пусть строят», - заключает он.
Самым же иронично относящимся к противникам строительства блогером можно смело назвать известного писателя-фантаста и сатирика Леонида Каганова, как-то раз опубликовавшего у себя в дневнике написанную специально для газеты «F5.RU» «Оду позора Охтинской башне»:
«И больно мне, и завидно, и страшно. Дела забросил, думаю о том, как подлые злодеи строят башню — огромную, за Охтинским мостом. Поганая, в четыре сотни метров, вопьется как заноза в каждый глаз! Помехой станет питерскому ветру и бросит тень на каждого из нас. Задумайтесь на миг: ведь это ж надо, подняв стрелу из стали и стекла, испортить светлый облик Петрограда и всю культуру — ту, что в нем цвела! Священный город, нищий до изнанки: облупленные арки, фонари, где самые коммерческие банки - в Кунсткамере с уродцами внутри. Здесь ваша башня не нужна и даром!
Оставьте каждый камень, где стоял! Здесь Цой в грязи работал кочегаром! Раскольников старушек расчленял! Малевич пропивал последний рубль! Здесь Пушкина убили, видит бог! Здесь где-то в психбольнице умер Врубель! И от туберкулеза умер Блок! Здесь в перхоти лохматой штукатурки хранятся все культурные пласты! А вы хотите офис здесь, придурки? Задумали бабло вложить, скоты? Остановитесь, гады! Стоп! Не надо! Не стройте башню! Ведь она вот-вот испортит всё лицо у Петрограда, а также попу, спину и
живот!
Да знаете ли вы, я сам фигею, что здесь в земле закопан ценный клад: реликтовая шведская ИКЕЯ здесь находилась пять веков назад! Все пять веков она была зарыта, но тут сейчас нельзя забить и гвоздь! Там в глубине стоянка неолита и каменная Нокия небось! Подумайте, зачем вам эти беды? Ведь если будет здесь высотный дом, отсель теперь грозить нам будут шведы Гаагским или Страсбургским судом! Недавно в почве найдена подковка. И это значит, черт вас всех возьми, что где-то там — античная парковка и Авгий со своими лошадьми! Куда там сваи? Вы о чем, ребята? У вас теперь один лишь выход есть: повесить ленты и засыпать ватой. А стройки — это где-нибудь не здесь. Чтоб на Охте ни стука и ни плеска!
Чтоб никаких строительных работ! Весь город под охраною Юнеско: у них сигнализация орет! Вам строить в этом городе не надо, а лишь беречь, беречь как ценный клад! Вернем исконный облик Петрограду, что был здесь лет четыреста назад! Вы знаете, эколог в интернете сказал, что в этом устье у Охты у местных комаров плодятся дети. А дети — это, знаете, цветы. Мы тыкаем в лицо природе фиги, а редкие животные в беде: комар-эндемик этот в Красной книге, такого вида больше нет нигде! Придет весна, вернётся с юга птица, дожди размажут грязь по мостовой, комар полезет в устье нереститься и вдруг — фигак — об башню головой! Упал и умер, разговор недолог. И поздно плакать, по земле ползя. Любой недоучившийся эколог вам подтвердит, что строить тут нельзя. И каждый петербургский архитектор вам скажет, завернувшись в теплый плед, что на дворе-то двадцать первый век-то, а вы как дети — стройки, башни, бред...
И хватит тут некомпетентных реплик! Хотите строить? Кто ж вам запретит? Но только, чтоб не выше, чем поребрик, иначе точно будет портить вид. Мы тоже понимаем, уж поверьте, что деньги просто некуда вам деть. Конечно стройте. Стройте башню, черти! Но так, чтоб и в очках не разглядеть. Вдали от исторического центра бесхозные болота и поля. Там и площадка стоит меньше цента, и хорошо копается земля. Но даже там не место вам, ребята! Идите прочь от питерских красот!
Подальше вам, подальше строить надо! Подальше километров на семьсот! И лично я, простой московский житель, от всей души вас искренне зову: оставьте этих питерцев! Идите с проектом вашим к нам, сюда, в Москву! Мы вас гостеприимно встретим, братцы! Обрадуемся, примем вас тепло! Мы сами строим башни федераций, да что-то как-то кончилось бабло. Найдем площадку в центре, стройте домик: Нагатинский затон, гнилой завод, излучина реки, дерьмоотстойник, — аналог полный охтинских красот! Везите к нам газпромовские бабки! Давайте нам рабочие места! Нам нравятся эскизы в вашей папке, и ваша башня — просто красота! Москва желает зрелища и хлеба! И офис, и театр, и музей! Гоните небоскреб! Скребите небо! Зовите ваших спонсоров-друзей! Чтоб питерцы, попав в Москву транзитом, до хруста позвонков глазели вверх: «Ишь москвичи зажрались, паразиты! Опять, мерзавцы, обобрали всех!»
Одним из самых авторитетных и активных людей среди тех, над кем иронизирует писатель Каганов, является эксперт Александр Карпов – директор центра экологических экспертиз ЭКОМ. В жж он пишет в коллективном блоге своего центра под ником ecoist.
«Если этот объект будет построен, он нарушит знаменитые панорамы исторической части Санкт-Петербурга (что прямо запрещено городским законодательством). Следствием этого будет позорное для России исключение Санкт-Петербурга из перечня объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в связи с тем, что ландшафт города утратит традиционные черты, благодаря которым он признан уникальным. Если утверждённое Правительством Петербурга разрешение на «отклонение» от предельных параметров застройки, которое превышает установленную законом предельную высоту в 4 раза, не будет отменено, это послужит основанием для массовых нарушений закона, как в Петербурге, так и по всей России», - таков главный тезис письма Александра Карпова президенту, под которым собирали подписи в блогах.
Карпов пишет на эту тему много и часто – о референдуме, слушаниях, социологических опросах, археологии. Слушания - фарс, референдума власти боятся, а археологические находки под угрозой. Хотя намного больше об археологии пишет известный в Петербурге археолог, причастный к работам на площадке «Охта центра» - Сергей Белецкий. Он делится информацией в блоге durnowo. Информация эта, все больше, тревожная.
Еще одним яростным и убежденным противником строительства на Охте является петербургский актер, оппозиционер и блогер Алексей Девотченко. Однажды он даже обратился в своем блоге за помощью в борьбе за культурное наследие Петербурга... к немцам. Его пост был на немецком и русском языке, но мы, все же, приведем русскоязычный вариант: «Уважаемые дамы и господа! Наш город С.-Петербург целенаправленно уничтожается. Речь идет о небоскрёбе Газпрома. В ночь с 8 на 9 октября бульдозерами были уничтожены уникальные архитектурные памятники-крепость Ниеншанц и другие. Немцы! Почему вы молчите? Наш город гибнет. А ведь и вы строили его, а потом и жили в нем... Проснитесь! Мы просим вас!»
Конечно, этим списком все не заканчивается - на каждого «топового» сторонника и противника приходятся тысячи обычных людей, мнения которых полностью противоположны друг другу. Среди сторонников и рок-бард Тим Скоренко, и молодой политик, литератор и журналист Арсений Смоляк. «Я живу рядом, почти рядом. У Смольного. Пускай строят. Новая монументальная штуковина. Город только плюсы получит, а все противники... Они всегда против всего», - пишет Смоляк.
Кто прав, а кто нет в этом споре, рассудит, наверное, только история. Так бывает со всеми большими проектами. Но одно можно сказать точно — интернет является вполне адекватным срезом общественного мнения, и это общественное мнение пока не пришло к однозначному выводу по поводу высотного строительства на Охте.
Павел Егоров, "Фонтанка.ру"