Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музыка Алексей Гориболь: «Вода, сосна и камень не уходят из моей жизни» (фото)

Алексей Гориболь: «Вода, сосна и камень не уходят из моей жизни» (фото)

1 364

В ближайшую субботу в Сестрорецке открывается Третий летний музыкально-поэтический фестиваль «В сторону Выборга». Концерты пройдут с 21 по 29 августа. Фестивальными площадками станут усадьба Ильи Репина «Пенаты», зал Краеведческого музея в Комарово, Школа искусств и лютеранская церковь Зеленогорска, музыкальные площадки Выборга. Подробности – в эксклюзивном интервью «Фонтанке» художественного руководителя фестиваля, выдающегося пианиста, блестящего продюсера и просто подвижника Алексея Гориболя.

Какое место «В сторону Выборга» занимает в ряду фестивалей и проектов, которыми вы руководите?

Этот фестиваль я вынашивал почти двадцать лет. Всё началось в Доме творчества в Репино в самом начале 1990-х годов. Тогда еще свежа была память о тех временах, когда приехавшему пообедать Мравинскому в переполненной столовой не нашлось отдельного столика, и вошедшая в историю музыки официантка Анечка посадила Евгения Александровича за единственное свободное место, к Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, примирив тем самым двух годами не разговаривавших гениев… В те годы в Репино еще можно было застать гениев, запросто прогуливающихся по берегу Финского залива, – Гаврилина, Баснера, легенду этих мест Беллу Ахмадулину. То ли потому что в той же столовой мы с Беллой Ахатовной сидели за одним столом, то ли по каким-то иным, неведомым нам, кармическим причинам мы именно в Репино подружились на всю жизнь.



В 1991 году я отмечал свой тридцатый день рождения концертом в зале Дома творчества – на сцену выходили мои друзья Полина Осетинская и Олег Ведерников, вечер вел Леонид Десятников. Сделав концерт открытым и вывесив накануне три афиши на остановке, мы и ожидать не могли того столпотворения, которое случилось в итоге! Люди стояли на улице, мы открыли окна – была хорошая погода, звуки музыки разносились над заливом… Белла Ахатовна была приглашена на концерт в качестве гостьи, но за несколько минут до начала вечера объявила о своем желании выступить: мы играли Бетховена и Шумана, а в конце она прочитала пять только что написанных стихотворений… Вечер выдался столь гармоничным, что сразу возникла мысль о фестивале. Потом я еще много раз играл в Репино – самым памятным стал концерт в день столетия Шостаковича: веранда его двадцатого коттеджа опять не вместила всех пришедших на концерт… В Репино всякий раз всё как-то сходилось. И тогда, четыре года назад, я окончательно понял, что Карельский перешеек, это уникальное пространство – места Репина, Блока, Мейерхольда, Ахматовой, Седергран, Шостаковича, Товстоноговых, Улановой, Смоктуновского, – не может остаться без фестиваля.

Вы быстро нашли общий язык с Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, без которого фестиваль «В сторону Выборга» не смог бы существовать?

Несколько лет назад на мой фестиваль в Костомукше (последний, который я проводил в качестве худрука) приехала тогдашний директор Института Финляндии в Санкт-Петербурге Хелена Мелони, с которой через несколько дней мы встретились на оперном фестивале в Савонлинне. Нас познакомили, завязалось теплое общение. Мысль о фестивале наконец материализовалась. Хелена руководила Институтом Финляндии последний год, времени на подготовку первого «В сторону Выборга» было не так много, но фестиваль всё же стартовал – концертами в Репино, Зеленогорске и Комарово. Тогда же мы познакомились и с Еленой Перовой, которая ныне курирует весь наш проект. К счастью, нынешний директор Института Мира Питкянен весьма благоволит фестивалю, да и вообще, создавая «В сторону Выборга», мы много раз сталкивались с искренней и бескорыстной помощью.

Любой ваш фестиваль или творческий проект – не просто превосходные концерты, но и серьезная культурологическая инициатива. «В сторону Выборга», кажется, не исключение…

За эти годы у фестиваля сложился свой особый стиль, свой подход к формированию программ – программ-посвящений, программ-комментариев. Мне очень важно, чтобы культурное пространство Карельского перешейка вновь обрело заинтересованную публику, которая с таким же энтузиазмом посещала бы академические концерты, как это происходит в соседней Финляндии. На летнем фестивале в Савонлинне никогда нет пустых мест, а когда его дважды на моей памяти посещала президент Финляндии, то оба раза выбор делался в пользу современной оперы – «Детей Розенталя» Леонида Десятникова (постановка Большого театра) и нового сочинения китайского композитора. Выбор, свидетельствующий о многом, правда? До сих пор не могу забыть впечатления от своей первой поездки на фестиваль в Кухмо: я был поражен тем, что в 11 часов утра полторы тысячи человек собираются в церкви слушать квартеты Шуберта, потом они же перемещаются на другой концерт, а вечером в главном фестивальном зале слушают третий! Хотелось бы, что бы что-то подобное могло возникнуть и в наших краях.

Где вам лучше играется – в Выборге, Зеленогорске или, может быть, в родном Репино?

Везде! Я просто влюблен в это пространство, связанное для меня с молодостью и близкими друзьями. Да и места намоленные – они не могут не становиться очагами культуры. Особенно сейчас, когда в Зеленогорске открываются такие поразительные места, как новая школа искусств. Войдя туда первый раз, я почувствовал, будто я уже в Европе – почти в Финляндии, но уж точно не в Москве и не в Петербурге: два «Бехштейна» на сцене, удобный репетиторий, балетные классы, душевые, все «с иголочки» – чудо! Мы осваиваем всё новые и новые залы – в этом году впервые на фестивальной карте появляется Сестрорецк, где в недавно отреставрированном киноконцертном зале на открытии будет дана театрализованная музыкальная программа «Молот и серп». Обожаю Выборг – и не только из-за его уникальной атмосферы, но и потому, что там находятся мои друзья – актеры театра «Святая крепость» выдающегося режиссера Юрия Лабецкого.



Что будет происходить на фестивале «В сторону Выборга» в нынешнем году?

У фестиваля сложился костяк исполнителей, которые стали его лицом. «В сторону Выборга» не может существовать без удивительной певицы и актрисы Юлии Корпачевой, с которой мы всегда что-нибудь открываем. В этом году таким открытием станут романсы Яна Сибелиуса – музыка гениальная, но практически не звучащая у нас сегодня. Несомненным украшением нынешнего года станет меццо-сопрано Олеся Петрова, которая появилась в моей жизни в прошлом году и которой я восхищаюсь – она изумительный музыкант с потенциалом суперзвезды мировой оперной сцены. Специально для участия в фестивале из Москвы приезжает ослепительная Татьяна Куинджи, а солист Большого театра Петр Мигунов находит в своем напряженном графике несколько дней, специально чтобы вырваться в сторону Выборга. Исключительно одаренный Владимир Розанов сыграет финскую органную музыку на баяне. Я невероятно признателен неподражаемой Полине Осетинской за то, что она смогла присоединиться к нам: ее участие делает честь любому фестивалю. По традиции в фестивале участвуют молодые музыканты в этом году среди них скрипач Алексей Баев и пианист Дмитрий Елатанцев. Для нас исключительно важно то, что с каждым фестивалем у нас выступает всё больше финских музыкантов – в этом году с солистами Городского оркестра Лаппеенранты я сыграю «Эскизы к закату» Леонида Десятникова. В дальнейшем мы планируем расширяться в сторону Финляндии – Иматра, Хамина, Порвоо имеют прекрасные концертные площадки. Особо хочу отметить отличные концерты на закрытии фестиваля в Выборге: первую программу мы посвящаем 250-летию парка Монрепо – в церкви Петра и Павла финский квартет «Рантатие» исполнит музыку, звучавшую в XVIII веке, во времена существования Королевской дороги, соединявшей Стокгольм и Петербург. А вечером будет традиционный гала-концерт – его второе отделение связано с еще одним юбилеем, 170-летием Петра Ильича Чайковского.

Едва ли не центральное событие фестиваля – исполнение легендарной программы «Молот и серп», которая уже успела войти в новейшую историю российской музыки…

...хотя бы потому, что центральной частью проекта были песни Дунаевского, которые воспринимались как концерт в концерте, и тогда в зале присутствовали две его любимые актрисы, Лидия Смирнова и Клара Лучко. Дунаевский впервые звучал в академическом зале только под рояль просто камерно-вокальное музицирование. И все услышали его истоки: Шуберт, Чайковский, Малер, Рахманинов. Я счастлив, что спустя пятнадцать лет могу возобновить эту программу. Когда мы впервые играли ее в Москве, «Молот и серп» был масштабным концептуальным проектом в двух отделениях: в первом Полина Осетинская играла «Аппассионату», потом шел неизвестный «Гимн труду» молодого Листа, написанный им под впечатлением от восстания лионских ткачей – этот манифест увлекающегося социалиста-революционера, помнится, я обнаружил в подвале Московской консерватории, и именно он дал импульс всей программе… А во втором отделении звучала музыка Исаака Дунаевского. У нас сейчас, к сожалению, нет возможности сыграть всю программу – и поэтому в Сестрорецке прозвучит только Дунаевский. Но послушать эту гениальную музыку в год 110-летия ее автора без всякого гарнира, по-моему, даже еще более интересно.

А «Песню о Сталине» сыграете?

Вопрос о том, стоит ли включать в программу это сочинение, возникает не только у вас. Но поскольку я родился в репрессированной семье, то, думаю, имею полное моральное право на его исполнение! И потом, это ведь произведение, что называется, с биографией – «Песня о Сталине» не слишком понравилась вождю: такое чувство, что он расслышал в ней «эзопов язык», которым она написана. Там очень много неких закодированных вещей и совершенно очевидно личное отношение Дунаевского к этой исторической личности. У нас есть возможность понять Дунаевского не как сладкоголосую птицу 1930-х годов – а как гениального композитора.

Что проект «В сторону Выборга» значит для вас лично?

Это невероятно дорогой мне фестиваль. Когда меня в традиционно хамском для некоторых наших чиновников стиле отстранили от художественного руководства фестивалем в Костомукше, я дико переживал: был невероятно привязан к этому месту, вложил в него колоссальное количество сил. Там успели выступить многие выдающиеся музыканты, артисты, танцовщики, публика привыкла к тому, что каждое лето она посещает эксклюзивные концерты. Но именно когда в Костомукше всё закончилось, в моей жизни сразу же появился новый фестиваль – «В сторону Выборга». Вода, сосна и камень не уходят из моей жизни!

Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях