В деловых кругах города активно обсуждается информация о возможной смене владельца причалов в Котлине (нынче ими распоряжается "Трест механизации строительных работ"). Поговаривают о том, что собственники сами не прочь расстаться с активами, которые некоторое время назад были бельмом в глазу строителей комплекса защитных сооружений. В ситуации разбиралась "Фонтанка".
О том, что владельцы права аренды 5 га земли и причалов на острове Котлин и в Горской ОАО "Трест механизации строительных работ" ТМСР) рассматривают возможность продажи своих активов, "Фонтанке" сообщили осведомленные источники. Однако, как пояснили в самой компании, инициатива по сделке исходила вовсе не от них самих.
"За последние 10 лет с нами на связь неоднократно выходили участники рынка, инвесторы, которые присматривались к нашим активам. Действительно, и сейчас мы ведем ряд переговоров о возможной реализации причала, однако никаких, даже предварительных, договоренностей ни с кем пока достигнуто не было", - заявили "Фонтанке" в компании "ТМСР".
Имена потенциальных инвесторов в компании не сообщают, однако известно, что переговорщики представляют интерес компаний-грузоперевозчиков.
Нынешние собственники оценивают свои активы как весьма перспективные. Сейчас многие проблемы "ТМСР", мешавшие строить бизнес еще пару лет назад, практически решены. Так, например, в 2008-м к финишу подошли многочисленные судебные разбирательства о принадлежности территории причалов на Котлине. Строители дамбы, много лет конфликтовавшие с бизнесменами за право распоряжаться участками, занялись, наконец, своими прямыми обязанностями – стройкой. А в конце прошлого года правительство города приняло постановление, установившее границы Большого порта Санкт-Петербурга. В связи с этим, стивидоры получили возможность юридического оформления иностранных грузов на своей территории (тогда как ранее могли принимать суда только под российским флагом).
Но только этих факторов, считают в "ТМСР", недостаточно для плодотворной работы их бизнеса. По их оценкам, чтобы активно развивать деятельность по перевалке, прежде всего, нужно модернизировать причал, вложив не менее 5 миллионов долларов. Если "ТМСР" не продаст компанию, обладающую правом аренды на причальные территории, до середины сентября 2010 года, то, вероятно, сам займется инвестициями в развитие бизнеса.
Сейчас объем перевалки, по данным самой компании, ничтожно мал. До кризиса в планы треста входила перегрузка стройматериалов, но спад в строительной отрасли не дал этим проектам осуществиться. В данный момент, "ТМСР" собирается искать партнеров из среды грузоперевозчиков, чтобы заключить контракты на перевалку тех или иных грузов на будущий сезон. Не исключено, что партнерами компании выступят структуры, которые сейчас интересуются покупкой ее активов.
Напомним, компания "Трест механизации строительных работ" стала известна широкой общественности Петербурга из-за конфликта с Дирекцией Росстроя, которая возводила комлекс защитных сооружений. По инициативе госучреждения против "ТМСР" был организован судебный процесс о выселении с причалов. В Дирекции заявили, что комплекс по своему назначению должен служить прежде всего для перегрузки стройматериалов, необходимых КЗС.
Суд, продлившийся несколько месяцев, правда, успехом для Дирекции не увенчался. Фемида утвердила "ТМСР" в правах на аренду комплекса до 2043 года.
Подобные проблемы были у еще одного владельца перевалочного комплекса на Котлине – компании "Моби Дик". Этой структуре пришлось отдать 5,5 га арендованных территорий под достройку дамбы и КАД. Взамен компании передали 0,7 га, примыкающих к их терминалу, а также 9,4 га по другую сторону от кольцевой.
Кстати, не исключено, что "Моби Дик" выступает одним из интересантов на сделку с "ТМСР". Их причалы находятся в непосредственной близости друг от друга и есть смысл развивать их комплексно.
Справка:
Как известно, причал и грузовые площадки к нему, которые сейчас арендует "ТМСР", были построены под возведение комплекса защитных сооружений. И первоначально компания занималась именно перегрузкой стройматериалов для КЗС, принимала участие в строительстве сооружений. Однако потом заказы от Дирекции Росстроя поступать перестали, фирма была переориентирована на прием других грузов. В начале 2000-х, по данным СМИ, председателем совета директоров ОАО "ТМСР" являлся известный предприниматель Юрий Усанов, получивший широкую известность после покушения на него – под его автомобиль была заложена бомба.
Сейчас состав акционеров компания "ТМСР" не раскрывает. Известно только, что контрольный пакет общества не консолидирован ни у кого из владельцев ценных бумаг.