В жару совсем не хочется думать о мебели, коврах и шторах. Но – надо, господа, надо! Потому что только летом можно отправить страдающий от подагры, но все еще уютный диван в почетную ссылку на дачу, присовокупив к нему непарные стулья, модные когда-то лампы и подаренные не всегда близкими по духу родственниками подсвечники и вазы. Хотя перед отправкой стоит ко всему этому еще раз внимательно присмотреться – возможно, в свете последних тенденций кое-что еще можно использовать…
Вспомнить Милан и купить
Лето – лучшая пора для смены интерьера. Заканчиваются ремонты, отложенные из-за протечек. Мебельные салоны, разомлев от жары и мебельных каникул в Италии, предлагают скидки – особенно на кумиров старых коллекций, среди которых немало нужных и полезных вещей. Да и новые герои, заявившие о себе на весенних мебельных дефиле – и, в первую очередь, на Миланском салоне – доехали, наконец, и до Петербурга, и теперь их можно пощупать, погладить и понюхать, а не только заказать по каталогу. Большое видится на расстоянии.
Многие питерские специалисты по интерьеру, посетившие весной мебельную миланскую фиесту, только сейчас начинают понимать, что именно из увиденного будет интересно нашему потребителю, а что останется в памяти лишь как выставочный артобъект.
Удивительно, но, несмотря на приверженность самым разным стилям современного дизайна, отзывы профессионалов в этом году во многом повторяют друг друга – и это в кои-то веки позволяет говорить о внятных тенденциях даже не интерьера (где как раз никаких четких направлений не наблюдается), а подхода к его построению.
Лейтмотив: «сближение» стилей на одной территории, более практичный (спасибо кризису?) дизайн, отход от излишней гламурной вычурности с одной стороны и от экстремальной остроты хай-тека с другой.
Цвета: снова «назад к природе» - бежевые, песочные, земляные, оливковые тона. Белый – всех оттенков. Неизменно радующий красный. Вечно любимый черный. И множество нюансов серого.
Тенденции: экологичность материалов и эргономичность предметов. В кухнях – использование дерева даже такими адептами минимализма, как Snaidero (модель E-wood). Дерево все больше вводит кухню в жилое пространство – Poggenpohl представил модель, где фасады отделаны тиком и дополнены лавой и кварцем. Много предметов, чьи формы и фактура навеяны природой – диван-газон La Fiorita Гаэтано Пеше для Meritalia, кресло Tulip Марселя Вандерса для Cappellini, цветочные люстры от Driade и «расцветающий» светильник Bloom дизайнера Патрика Жоэна.
Назад в будущее
Еще одна тенденция связана если не напрямую с финансовым кризисом, то с изменившимся отношением к миру, неожиданно оказавшимся таким хрупким. Тяга к стабильности, прочности, долговечности проявилась и в последних коллекциях, навеянных ностальгией по вечным ценностям. Показательна новая коллекция Senza Tempo («Вне времени») архитектора Родольфо Дордони для одного из лучших производителей мягкой мебели – фабрики Minotti. Дизайн дивана Andersen, кресел Parker, Brooks и других элементов коллекции навеяны самыми разными эпохами: здесь и явная ностальгия по 50-ым, и вполне современная линеарная конфигурация дивана, и неожиданные футуристические формы. Все элементы прекрасно уживаются в одном пространстве, позволяя дополнять интерьер по своему усмотрению лучшими «корпусными» достижениями различных эпох. Результат – интерьер, где качество, стабильность и вечная ценность высокого дизайна позволяет не думать о скоротечности капризной моды. Еще один из столпов высокого мебельного дизайна «вне времени», фабрика Giorgetti, тоже представила прекрасный образец «ностальгического настоящего»: ассиметричное кресло Arabella (арх. Карло Джорджетти и Массимо Сколари) – усеченный вариант старинной козетки с высокотехнологичным современным содержимым, обеспечивающим максимальный комфорт. Некоторые из показанных коллекций и подавно были разработаны еще 40-60 лет назад – вроде столов Анжело Манжиаротти для AgapeCasa или кресла-лежанки Франко Альбини для Cassina.
Свои среди чужих
Тенденции тенденциями, но у каждого мебельного салона – свои предпочтения, свои любимые мебельные фабрики и авторы. И, дружно замечая общий «рациональный» вектор – практичность, отказ от чрезмерности, каждый вспоминает в первую очередь те марки и имена, что представлены именно в его каталогах и экспозициях. Специалисты Hall Ego, отмечая отход от гламура и громоздких форм, уделяют большое внимание кухонным новинкам студии Pininfarina для Snaidero – и не только упомянутой выше деревянной кухне E-wood, но и другим обновленным моделям. Hall Oscar в числе миланских новинок показывает несколько моделей кухонь Varenna (бренд Poliform). Оба братских «холла» выложили «миланцев» на своих сайтах – в том числе вызвавший восторг диван Centro компании Rolf Benz, образующий кровать путем соединения двух его частей (прием давно отработан многими другими производителями). На сайте интерьерного салона GrandDesign - уже упомянутые мягкая коллекция Senza Tempo от Minotti и кресло «Арабелла» от Giorgetti. В bulthaup уже с весны выставлена знаменитая лежанка Франко Альбини, а в ближайшее время появятся и многие «знаковые» для салона-2010 новинки.
Люди и вещи
Среди многообразия впечатлений дизайнеров и владельцев петербургских мебельных салонов от миланской выставки– имена и названия фабрик, которые повторяются независимо от наличия их продукции в собственном ассортименте. Вот лишь некоторые из отзывов:
Лина ПЕРЛОВА(«Галерея дизайна»):
Отсутствие четкого стиля предполагает больше свободы. В связи с этим выросло значение «объектов дизайна», которые играют в современном интерьере роль произведений искусства. В пространстве выставки было несколько галерей, предлагающих такие объекты – например, книжную полку в виде «сапога» Италии. Такой предмет делает интерьер индивидуальным, «держит» его. Другая тенденция, вытекающая из сближения стилей – большее внимание удобству и комфорту, в том числе комфорту сна, отсюда большое разнообразие кроватей и матрасов. Из дизайнеров сильное впечатление произвела шведская группа FRONT – три девушки, которые на выставке в Кельне были признаны дизайнерами года. Очень понравился Drop – необычный предмет-трансформер от Cerruti Baleri, превращающийся в кресло-лежанку. Поразило кресло от Фабио Новембре. Инго Маурер показал очень интересный светильник, который выглядит как обычная лампа, а вблизи оказывается совершенно плоским.
Жанна БРОЙДО (Flammand Rose):
Общее ощущение, что в целом стало меньше остроты. Многие фабрики, «заточенные» на креатив, которые до кризиса стремились удивить, сегодня показывают более жизнестойкие вещи, словно говоря: с этими диванами и шкафами можно жить. Очень понравились изящные диван и кресла студии Archetipo – с округлыми углами, более мягкие и уютные, которые впишутся в любой интерьер. Понравился журнальный стол от Nendo с «врезанной» в него «вазой» для фруктов. Интересны вещи в стиле 60-х – комод от Morelato, кухня от Poggenpohl с узкими длинными верхними шкафчиками. Вновь вошли в моду ручки-прорези, тоже в стиле 60-х.
Владимир ФЕФЕЛОВ, дизайнер (bulthaup):
Сильное впечатление произвел новый шоурум компании bulthaup, спроектированный Джоном Поусоном. В этом году многие фабрики уже в открытую копируют бултхауповские системы b3 – шкафы, закрытые дверьми, показанные в прошлом году тонкие столешницы. Из дизайнеров на взлете шведская группа FRONT, представившая потрясающие вещи для Porro. Очень понравилось зеркало Пьеро Лиссони. И хотя в целом нынешнюю мебельную моду можно назвать «безвременьем» - нет чистых стилей, нет излишней остроты, наблюдается уход от гламура в сторону стабильности – но такие предметы, как кресло Nemo от Fabio Novembre, шкаф-«стог» Cabana от Edra или пуфы с принтами «под кактус» (Baleri) не могут не удивлять.
Тамара Иванова-Исаева