Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Башне мира» место в «спальнике»

«Башне мира» место в «спальнике»

2 136
Фото Ксении Потеевой

Авторы «Башни мира» возмущены намерением петербургских властей демонтировать их произведение. Французский писатель и общественный деятель Марек Хальтер, стараниями которого город и приобрел этот подарок, заявил, что намерен поднять французскую и российскую общественность на защиту «Башни», а если голос защитников не будет услышан, то обратится в суд. Поднимется ли общественность Петербурга, выясняла «Фонтанка».

Авторы «Башни мира» возмущены намерением петербургских властей демонтировать их произведение. Французский писатель и общественный деятель Марек Хальтер, стараниями которого город и приобрел этот подарок, заявил, что намерен поднять французскую и российскую общественность на защиту «Башни», а если голос защитников не будет услышан, то обратится в суд. Поднимется ли общественность Петербурга, выясняла «Фонтанка».

Сразу скажем - представители культурной общественности оказались на удивление единодушны. По их мнению, подарки — это хорошо и приятно, но для них надо подбирать подходящее обрамление. На Сенной площади «Башня мира» абсолютно неуместна и ее желательно переместить туда, где она будет гармонировать с окружающей застройкой — иными словами, в спальный район и подальше от исторического центра.

«Я не скажу про всю Одессу, - заявил Михаил Мильчик, замгенерального директора НИИ «Спецпроектреставрация», член Совета по сохранению культурного наследия. - За всю культурную общественность, конечно, не могу ручаться, но ни я, ни несколько моих коллег, абсолютно точно в защиту этого сооружения голос не подадут. Ее разборка не вызывает у меня никакого протеста, а наоборот — я испытываю исключительно чувство удовлетворения».

По мнению Мильчика, архитектурные достоинства «Башни» сомнительны, если не сказать больше. «Это, мягко говоря, не шедевр монументального искусства, да и вообще ее с большой натяжкой можно отнести к произведениям искусства - она как-то больше ассоциируется со световыми рекламными конструкциями, - считает он. - Но уж если мы решили установить в городе подарок частного лица — поскольку правительство Франции не имеет к появления «Башни мира» в Петербурге никакого отношения — надо выбрать такой район, где это сооружение будет гармонично смотреться». Сенная площадь перегружена, а в новостройках, наоборот, наблюдается дефицит малых архитектурных форм, считает эксперт, и предлагает исправить этот диссонанс.

«Ну, а как же было ее не демонтировать? - удивился Николай Буров, директор государственного музейного комплекса «Исаакиевский собор», глава Общественного совета Петербурга - Она же осыпалась! Подарки — это хорошо, но нельзя же не принимать в расчет соображения безопасности!» Узнав же, о намерениях авторов «Башни» восстановить сооружение на прежнем месте, он пожал плечами и сообщил: «Меня эта постройка абсолютно не впечатляет. Я к ней также безразличен, как к любому ларьку».

Руководитель мастерской «Студия-44» и экс-глава КГИОП Никита Явейн расценил демонтаж «Башни мира» как знак того, что Сенную площадь наконец начали приводить в порядок. «Это сооружение только добавляло бардака, но никак не организовывала пространство площади», - полагает он. На защиту подарка французских коллег архитектор, по его словам, подниматься «не готов». «Я спокойно относился к «Башне», когда ее устанавливали, но я рад тому, что ее демонтировали», - определяет он свое отношение к этому образчику монументального искусства.

«Ее снесут, и слава Богу!» - отреагировал на вопрос корреспондента «Фонтанки» Олег Гаркуша, поэт, актер шоумен группы «АукцЫон». «У нас очень много талантливых скульпторов и архитекторов, которые могли бы создать что-то свое или поставить здесь памятник какому-нибудь хорошему человеку, - добавил он. - А «Башня — понятно, что подарок, которому «в зубы не смотрят», но здесь она смотрится нелепо. В Купчино ее, там уместно будет!»

Кинорежиссер Александр Сокуров, находящийся на съемках в Германии, об истории демонтажа узнал непосредственно от корреспондента «Фонтанки». Не выразив никакого сожаления по поводу того, что Сенная лишится своего украшения, он предложил поискать для «Башни» какое-нибудь другое, более подходящее место.

Композитор, музыкант и продюсер Дмитрий Хиль заверил, что он ни в коем случае не станет защищать это сооружение. «Стеклянная архитектура не должна находиться в старом городе. Это сооружение никак не сочеталось со зданиями, окружающими площадь, - заявил он. - И я не понимаю, почему этого не видит главный архитектор! Такие эксперименты надо запрещать сразу же на уровне рефлекса!» «Я, конечно, понимаю, что это - подарок, но постояла и достаточно! Ее можно перенести куда-нибудь на окраину и установить в окружении современных построек», - предположил сын знаменитого певца и тут же предложил подходящую «точку» для размещения памятника: Вот в Ольгино или в Лахте будет замечательно смотреться! Там как раз комплекс громадных жилых зданий возвели — вот самое подходящее место».

«Это — подарок, - ответил «Фонтанке» Дмитрий Шагин. - И надо не ставить его на проезжей части Сенной площади, а подобрать ему достойное обрамление, гармоничное и соответствующее по духу. Раз «Башня» из стекла, то и вокруг должны быть стекло и бетон, чтобы одно сочеталось с другим. Очень хорошо бы перенести ее куда-нибудь на окраину, в спальный район — там она будет прекрасно смотреться и замечательно украсит город. А на Сенной ее ставить ни к чему». И, не сдержавшись, добавил: «Она ведь такая красивая, наша Сенная! Еще бы ее в порядок привести!»

Размещение «Башни мира» на Сеной площади вызывает протесты не только у борцов за эстетический облик города. Как уже писала «Фонтанка», эксперты в области строительства полагают, что взводить стеклянные сооружения в центре города, на пересечении транспортных магистралей — безумие с точки зрения безопасности. Недовольны сооружением и автомобилисты, которым стеклянная стела закрывает обзор при повороте, к тому же для постамента сооружения был «вырезан» кусок проезжей части, и без того перегруженной транспортом.

Но, как уверяет Марек Хальтер, по чьей инициативе «Башня мира» была вручена Петербургу в качестве подарка к 300-летию, у него есть письмо от тогдашнего губернатора города, который пишет, что после совещания со специалистами и архитекторами создателям памятника — Жану-Мишелю Вильмоту и Кларе Хальтер — предложили выбрать местом строительства имено Сенную площадь, потому что она долгое время называлась площадью Мира.

«Эта башня сегодня находится во всех путеводителях по городу, на всех языках, она стала как Ленинские горы в Москве, местом, где фотографируются молодожены», — заявляет Хальтер и сообщает о том, что авторы памятника могут обжаловать решение петербургских властей в суде. «Если нам придется дойти до суда, мы выиграем, - уверен он. - Башня принадлежит городу, но это не дает администрации права так поступать».

Напомним, появление Башни Мира в Петербурге сопровождалось скандалами, и было не слишком желанным подарком. Это архитектурное сооружение включили в «юбилейный набор» к трехсотлетию города. Первоначально его появление анонсировали как дар французского правительства. Генеральный комиссар Генерального комиссариата по участию Франции в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга Марек Хальтер (по совместительству супруг автора работы, скульптора Клары Хальтер), неоднократно заявлял в СМИ, что Башня выполнена для Петербурга по соглашению с Жаком Шираком. Планировалось, что президент Франции будет присутствовать на торжественном открытии нового памятника в нашем городе.

Позднее выяснилось, что подарок — частная инициатива, и правительство Франции не имеет к нему никакого отношения. Информацию об этом МИД Франции разместило на своем официальном сайте. Изменение статуса подарка могло повлечь за собой новые проблемы: крупные таможенные пошлины. Но этот вопрос обошли, оформив башню при доставке как «гуманитарный груз».

Шли споры и по поводу размещения памятника. Против появления «Башни» на Сенной возражала и культурная общественность, и многие политики, и жители города. Например, местное отделение «Демократической России» направляло в городскую прокуратуру документ, в котором ссылалось на нарушения Градостроительного кодекса и федерального закона о культурном наследии.

Однако победило мнение сторонников Башни, в число которых входил и Иван Уралов, на тот момент занимавший пост главного художника Петербурга. По их мнению, сооружение в стиле «хай-тек» придало современную ноту классическому звучанию центра. Тем более, что и название будущего памятника было созвучно прежнему наименованию Сенной площади (и станции метро). Протестующих успокаивали — сооружение временное, конструкция разборная, и если окажется, что подарок категорически не вписывается в окружающую среду, «Башню» всегда можно будет перенести на другое место.

Однако, когда в мае 2004 года представители общественности во главе с народным артистом России Кириллом Лавровым попытались поднять вопрос о переносе, им объяснили, что переместить «Башню» с Сенной, конечно, можно, но, во-первых, дорого, а денег у города нет, во-вторых, обидится правительство Франции. Какая связь между подарком частного лица и французским правительством, недовольным «Башней Мира» не объяснили.

Справка:

«Башня Мира». Скульптор Хальтер Клара, архитектор Вильмот Жан-Мишель. Открыта 27 мая 2003 года. Архитектурное сооружение из стекла с внутренней и наружной подсветкой. Сердцевина сооружения выполнена из металла, к ней крепятся две стеклянные выпуклые пластины, на которых выгравировано слово "Мир" на 32-х языках. Высота около 1800 см, диаметр 300 см. Общая стоимость проекта - примерно 1,5 млн евро. Изготовлен памятник на спонсорские средства.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях