Роспотребнадзор вводит новые санитарные правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. В них прописаны строгие требования, в частности, к обеспечению микроклимата в вагонах дальних поездов и пригородных электричек. Но ставить кондиционеры правила обязывают только в новых вагонах. Тогда как в действующем подвижном составе можно сохранять созданную еще в середине прошлого века систему вентиляции и отопления, а вместе с ней – ужасающие условия для пассажиров.
Многостраничные поправки в действующие санитарные правила глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко подписал еще в июне. Но юридическая экспертиза в Минюсте затянулась, и только 16 июля документ был официально опубликован. Вступит в силу он по истечении десяти дней (то есть с 27 июля).
С лампочкой Ильича
В целом правила можно считать скорее техническими, нежели санитарными. В них подробно описываются новые требования к многочисленным устройствам пассажирских вагонов, включая ширину и высоту дверей, проходов, подножек, поручней и т.д. Большинство изменений не носят существенного значения. Например, на 5 мм уменьшена минимальная высота дверей между вагонами. И все же некоторые такие технические поправки затронут каждого пассажира. Например, шаг между креслами в электричках (при многорядной посадке) увеличен теперь с 80 до 93 см.
Существеннее всего изменены требования к микроклимату в салоне электропоездов. По действующему нормативу максимум «прогрева» воздуха в поездах зависит от температуры снаружи. Если вагон оборудован кондиционером, то она не должна превышать 28 градусов, если нет – то устанавливался предел в 3-5 градусов ниже температуры окружающей среды. Согласно же внесенным поправкам система обеспечения микроклимата, включающая в себя и устройства кондиционирования воздуха, должна теперь устанавливаться в каждом вагоне. Ужесточены и требования к микроклимату. Например, даже в 35-градусную жару температура в вагонах электропоездов не должна превышать 28 градусов. Определены нормативы по скорости циркуляции воздуха, его влажности, допуски по перепаду температур и т.д.
Изменены также стандарты звукоизоляции составов, освещенности салонов и т.д. Для остекления окон салона рекомендуется применять двух- или трехкамерные стеклопакеты. В то же время, в санитарных правилах сохранили возможность использовать в вагонах лампочки накаливания, а для освещения кабины машиниста электричек Геннадий Онищенко и вовсе разрешил устанавливать только их. Тогда как в соответствии с принятым законом об энергосбережении уже со следующего года лампы накаливания должны выводиться из оборота в России, а потом и вовсе будут запрещены.
Гостья из будущего
В пресс-службе ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) были крайне удивлены предложению журналиста «Фонтанки» прокомментировать вводимые поправки. По словам руководителя пресс-центра монополиста Дмитрия Перцева, санитарные правила касаются только вагоностроителей, а не владельцев подвижного состава, коим является РЖД.
С позицией железнодорожников нельзя не согласиться: за десять дней установить кондиционеры на тысячи электричек невозможно. Равно как и увеличить или уменьшить ступеньки или двери, пусть даже на несколько миллиметров. В самих санитарных правилах указано, что соответствующие заключения должны получать не используемые пассажирские вагоны, а проектная документация на изготовление новых их образцов, а также на модернизацию существующих типов. Например, установлен стандарт для предназначенных для международного сообщения вагонов: после прохождения капитального ремонта или модернизации длина спальной полки должна составлять не менее 166,5 см. Все иные параметры и устройства можно не менять.
В итоге многим россиянам о микроклимате в салонах электричек остается только мечтать. Так, большинство электропоездов, эксплуатируемых ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» – главным оператором пригородных перевозок в Ленинградской области, имеет серию ЭР2, которую проектировали еще в конце 50-х годов прошлого века! О кондиционерах тогда никто даже не думал, а «комфорт» пассажиров обеспечивала естественная (через открытые форточки) и принудительная (простое нагнетание воздуха извне) вентиляция. Для отопления же под сидениями размещались электропечи.
В депо Октябрьской железной дороги поступают также новые электрички серии ЭТ2, спроектированные на базе ЭР2 и производимые на Торжокском вагоностроительном заводе. По данным сайта этого предприятия, кондиционеры на таких электропоездах устанавливаются только в кабине машиниста. Не стремятся обеспечить микроклимат для пассажиров и на Рижском вагоностроительном заводе – новые поезда ER2T мало чем отличаются от той же серии ЭР2 (разве что марка пишется теперь латиницей): принудительная вентиляция и отопление с использованием электрокалориферов в чердаках тамбуров и т.д.
По данным «Фонтанки», лицензия Северо-Западной пригородной пассажирской компании разрешает ей использовать подвижной состав, срок эксплуатации которого не превышает 28 лет. Следовательно, даже если завтра вагоностроители внедрят новые санитарные правила и начнут выпускать электропоезда с кондиционерами, пассажиры их увидят в обязательном порядке примерно в конце 30-х годов 21-го века.
Сами производители подвижного состава обещают выполнять требования санитарных правил, но – при проведении сертификации новых вагонов. На ныне выпускаемые, как пояснил журналисту «Фонтанки» Анатолий Мещеряков, заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» (объединяет почти все вагоно- и локомотивостроительные заводы России), кондиционеры ставятся по желанию заказчика. Так, РЖД требует монтировать их в вагонах дальнего сообщения уже примерно три года: «Технически можно сделать все – нужно оценивать экономику. Если государство через санитарные правила ужесточает требования к вагонам, то неизбежно увеличивает себестоимость перевозок, а тарифы на них также регулируются государством. Нужно, что левая рука знала, что делает правая», – отмечает Анатолий Мещеряков.
На петербургском заводе «Вагонмаш» также не обеспокоены новым приказом Роспотребнадзора. По словам главного конструктора предприятия Михаила Смирнова, производимые их заводом вагоны удовлетворяют требованиям санитарных правил с учетом внесенных поправок, а потому никаких изменений в конструкции вносить не придется.
В дорогу дальнюю
Новые составы электропоездов должны также оборудоваться туалетами. Особые же права появляются у пассажиров с ограниченными возможностями, именуемых Геннадием Онищенко «инвалидами и другими маломобильными группами населения». В каждой электричке проектировщики обязаны выделить не менее одного места для инвалидов в креслах-колясках, а также для лиц с дефектами слуха и недостатками зрения. Вагоны должен иметь специальный выдвижной (откидной) трап или подъемное устройство для посадки-высадки инвалидов с низких и высоких платформ. Предъявляются особые требования к проходам, обустройству мест для размещения колясок, самих инвалидов и сопровождающих их лиц, специальному оборудованию туалетов, систем сигнализации и т.д.
Некоторые положения изменяемых санитарных правил касаются и железнодорожников. В частности, они обязаны обеспечить микроклимат в помещениях вокзалов – температура воздуха в зоне пребывания пассажиров должна составлять 16-20 градусов в холодный период года и 18-26 в теплый.
Вносимые поправки позволят расширить географию пригородных перевозок, которая сейчас ограничена расстоянием в 150 км. Поэтому электропоезда, идущие от Санкт-Петербурга до Малой Вишеры (162 км) и Новгорода (192 км), формально такими не считались. Теперь Роспотребнадзор позволил легализовать эти перевозки, расширив «лимит» движения пригородных поездов до 200 км.
Но, как пояснили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», на практике это ничего не поменяет.
Павел Нетупский
"Фонтанка.ру"